АА взрослеет. Краткая История АА (077)

ГЛАВА V. РЕЛИГИОЗНЫЙ ВЗГЛЯД НА АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ

Сообщество Анонимных Алкоголиков строится вокруг определенных духовных и моральных ценностей. Почти каждый член АА приходит к вере и осознанию своей зависимости от Высшей силы, которую большинство из нас именуют Богом. Эта вера имеет первостепенное значение для АА, и без нее почти никогда не происходит полного излечения от алкоголизма. Бог, как мы его понимаем, является тем фундаментом, на котором зиждется наше товарищество.

Здесь приведены приветственные речи, произнесенные в Сент-Луисе двумя старейшими и преданнейшими друзьями АА из числа религиозных деятелей — отцом Эдвардом Даулингом из ордена иезуитов, чей личный пример и авторитет имел огромное значение для тысяч наших товарищей и для АА в целом, и д-ром Сэмюэлем Шумейкером, представителем епископальной церкви, который на заре нашей деятельности разъяснял некоторым нашим ветеранам те духовные принципы, которые сегодня запечатлены в Двенадцати Шагах Анонимных Алкоголиков.

Билл: С большой радостью представляю вам отца Эдда Даулинга, живущего здесь в Сент-Луисе в Братстве иезуитов. Отец Эд точно знает, откуда он черпает свои силы, и не любит восхвалений в свой адрес. Тем не менее, я думаю, что некоторые факты относительно него должны быть занесены в нашу историю, чтобы о них могли узнать новые поколения АА.

Отец Эд помог становлению первой группы АА в этом городе; он был первым священнослужителем в этой конфессии, который заметил удивительное сходство между «Духовными упражнениями» Игнатия Лойолы (основателя ордена иезуитов) и «Двенадцатью Шагами Анонимных Алкоголиков». В результате уже в 1940 г. он не замедлил написать для АА первую рекомендацию от лица католической церкви.

С тех пор его труд для нас был настоящим образцом верного служения. Его рекомендации были услышаны во всем мире, а сам он лично работал в АА и, в частности, вел миссионерскую деятельность, принимал участие в собраниях, помогал добрыми и мудрыми советами. Его деятельность измеряется тысячами миль и тысячами часов.

Среди всех моих знакомых отец Эд — единственный человек, от которого я никогда не слышал никакой критики и никаких слов возмущения. Он всегда был мне другом, советчиком, великим примером и источником вдохновения.

Отец Эд сделан из того же теста, что и преподобные святые. Вот он перед вами.

Отец Даулинг: Я забыл свою искусственную челюсть, поэтому если не будете меня понимать, помашите платком, и я постараюсь говорить поотчетливее. Я попросил своего старинного друга доктора Шумейкера благословить нас с вами на этот разговор, и он сказал: «Господь с вами». Я думаю, вы понимаете, что он имел в виду, и это вселяет надежду. Я надеюсь, что, действуя в духе 11-го Шага, с помощью молитв и благочестивых размышлений, мы сможем установить более тесный и осознанный контакт с Господом.

Позвольте мне высказать некоторые мысли по поводу значения трех слов, содержащихся в определении нашего предназначения: «Господь», «мы» и «понимать». Если вы будет слушать меня не столько ушами, сколько сердцем, как вы и делали на протяжении этого собрания, то я думаю, Господь благословит нас.

В своих попытках понять Бога я вспоминаю одно определение из области психиатрии, услышанное мной пару дней назад. Оно звучит так: «исследование подсознания с помощью бессознательного». «Подсознание» — это средоточие высшей власти или «Бог». «Исследование» может означать «понимание». А «бессознательное» — это «мы». Прежде всего, давайте взглянем на самих себя. Мне кажется, что нас можно охарактеризовать тремя определениями: алкоголики, Анонимные Алкоголики и агностики.

Для меня слово «алкоголик» означает, что мы чрезвычайно подвержены страху, который ведет нас к постижению мудрости. Мы чрезвычайно подвержены чувству стыда, который является ближайшим спутником невинности. Один из старейших членов наших ирландских групп любит цитировать автора, имени которого я не помню, но который сказал так: «Алкоголь помогает человеку найти кратчайший путь к Богу быстрее, чем это может сделать Милтон».

Теперь об Анонимных Алкоголиках — не просто алкоголиках, но Анонимных Алкоголиках. Вчера вечером Билл говорил о внешнем противнике Анонимных Алкоголиков — собственно о Джоне Ячменное зерно. Но мне всегда казалось, что существует еще внутренний противник, который является более жестоким — это коллективное презрение к притворщикам, а кто из нас не является притворщиком? Я думаю, в каждой группе есть проблемы от людей, зорко следящих за приверженностью добродетелям.

Третье качество заключается в том, что, по моему мнению, мы все являемся агностиками. Мне кажется, с точки зрения качественных различий, среди АА существуют несколько групп. Есть набожные люди, которые не в состоянии на практике соблюдать традиционные религиозные правила. Они являются агностиками в плане практического применения религиозных истин. Эти люди напоминают мне священника, который, в отличие от доброго самаритянина, оставил путника лежать в канаве. Один мой друг, очень хороший священник, говорит: «Я убежден, что когда мы попадем на Небеса, мы первым делом должны сказать: — Господи, все это правда!» Я полагаю, все мы порой страдаем консерватизмом в том, что касается воплощения наших верований в реальной жизни. Кроме того, есть подлинные стопроцентные агностики, перед которыми действительно стоят труднопреодолимые духовные барьеры.