Город Выздоровления. Сборник личных историй членов АА, АН, Ал-Анон. Ральф У. Часть 2

Прослушать или скачать файл в формате MP3

Ральф У., трезвый с 11 октября 1986 года

Фрагменты аудиозаписи, сделанной в декабре 2011 года на конференции Стэйтлайн в городе Примм, штат Невада (продолжение)

Когда возможность встречает отчаяние, открывается окно милости. И 11 октября 1986 года их встреча произошла, что позволило мне проскользнуть в эту щель. Мой брат тогда находился в Харбор Лайте*, а я был полностью изможден и разбит своей болезнью. И именно тогда мне удалось проскочить в ≪окно милости≫. Это маленькое окошко. Оно периодически открывается для нас. Все, кто сегодня среди нас в тот или иной момент проскочили в него. И там, на другом конце, мы обнаружили, что все наши идеи кончились. Я сделал отрицательный Второй Шаг, прежде чем смог прийти к положительному Второму Шагу. Я поверил в безысходность и ничтожность своей жизни. И тогда мне ничего другого не оставалось, кроме надежды на то, что вы правы. Я очень надеялся на это.

Я признал, что страдаю от заболевания, которое можно победить, только получив духовный опыт. Это значило, что мне придется предпринять кое-какие действия. Вы сказали мне, что надо найти силу, более могущественную, чем я сам. Но у меня уже имелась такая сила. Я называл ее Царь Алкоголь. Мне была нужна сила, более могущественная, чем Он. Это нечто должно было быть сильнее Алкоголя.

И я согласился поверить, потому что у меня не было других вариантов, я устал и больше был не в силах справляться с этой жизнью.

Помню, когда я был новичком, мне часто говорили про ≪пока еще≫. Если это не случилось с тобой, поставь перед этим ≪пока еще≫. Но, знаете, меня пугают не ≪пока еще≫, а ≪снова≫. Я боюсь снова вернуться в ту жизнь.

Итак, вы сказали, что только духовный опыт может спасти меня. Ну, что ж, я готов начать принимать это лекарство. Я готов лишь потому, что умираю. Нет никакой другой причины. Я буду делать это не из-за своей высокой нравственности или добродетели, не оттого, что я теперь весь такой правильный и хороший. Я иду на это от отчаяния.

И что теперь? А теперь, если ты веришь, что лекарство подействует, надо принять его. Ладно.

Я встал на колени с группой людей и принял решение начать пользоваться лекарством. Я хочу получить духовный опыт. Нет, забудьте ≪хочу≫, мне необходим духовный опыт, чтобы победить то, отчего я страдаю. Потому что это единственное оставшееся средство.

Словно раковые пациенты, которые уже все перепробовали, но им ничего не помогает, они готовы ехать в Тихуану, в Эквадор… куда угодно! Потому что это единственное, что осталось. Ничего другого нет!

И я в той же ситуации – у меня не осталось других вариантов! Итак, я встал на колени и сказал Богу, про которого я толком ничего не знал и с которым никаких дел до этого не имел: ≪Боже, сделай что-нибудь со мной…≫ Мощная молитва. Я впервые произнес ее в начале первого года трезвости. Мы сделали это с группой людей. Сильная вещь.

Я сказал: «Боже, я предаю себя Тебе…» Каждый раз изумляюсь, когда думаю об этом ≪я предаю себя Тебе≫. Дамы, если бы я в том состоянии, в котором я был (и видок у меня был еще тот!), сказал одной из вас: ≪Дорогая, я предаю себя тебе!≫, вы бы ответили: ≪Парень, двигай-ка ты отсюда куда подальше…≫

Но я предложил себя Богу, и Он взял меня. Для него не имеет значения, в каком я состоянии, в каком виде, и какой у меня статус. В церквях и в других местах, куда я периодически наведывался, существовали конкретные условия для посещения. Ты должен был верить в определенные вещи, ты должен был следовать определенным ритуалам, ты должен был сказать, что ты веришь именно так, как это предполагалось там, и ты должен был согласиться со всем, что тебе предлагали. Кроме этого, все, что ты делал не так, ты должен был немедленно прекратить. Ты должен был исправиться прежде, чем тебе приняли.

Но для таких, как мы это не вариант. Ведь если бы мы должны были исправиться для того, чтобы поправиться, то эти комнаты были бы пустыми! Приходите, какие вы есть… Я сделал Третий Шаг в том состоянии, в котором находился на тот момент. Потрясающе… Мысль об этом до сих пор удивляет меня. Именно тогда я впервые почувствовал какую-то перемену в себе. Боб Бизанз** использовал как-то термин, который мне очень понравился. Он назвал это ≪сменой парадигм***≫. Я тоже иногда люблю использовать этот термин, а потом поражаюсь, какой я умный…

Итак, эта молитва впервые изменила мое видение – wow!..  – саму идею того, что я мог предстать таким, какой я есть и быть принятым. Но многие из нас, сделав этот Третий Шаг, потом удивляются: ≪Почему я препоручаю, а потом забираю обратно? Препоручаю и забираю… Почему так получается?≫

Здесь я предлагаю почитать, что написано дальше в Книге. «Хотя наше решение было жизненно важным и ключевым, оно не оказало бы долговременного эффекта, если бы тотчас же не подкреплялось серьезными усилиями».

Благодать льется – я преграждаю, благодать льется – я преграждаю… А Бог есть Бог и Ему не нужно моего позволения. Но Ему требуется мое взаимодействие, чтобы Он мог работать в моей жизни. Бог продолжает делать то, что Он делает всегда. И от Него непрерывно исходит только благодать. Проблема в том, что ≪приемник≫ блокирует сигнал.

И вся идея духовного опыта сводится к тому, чтобы у потока благодати не было препятствий. Надо расчистить заблокированный канал. И мы начинаем расчищать его в Четвертом Шаге. Я ведь отгорожен от Бога целой кучей всякого хлама.

В главе «Мы агностики» говорится о некоторых таких моментах. Например, «преклонение перед другими вещами». Мне нравилось бегать за деньгами, за женщинами, за популярностью, за славой… Помпезность, беда… Оглядываясь на различные ситуации в своей жизни, я убеждал себя, что Бога там и рядом не было. А это означало, что ничего хорошего меня не ждет впереди. Так я заблокирован от Бога своими старыми идеями.

И так я прихожу к личной инвентаризации, к рассмотрению самого себя. Ведь жизнь, не подлежащая оценке, не стоит того, чтобы ее жить – вот, кстати, духовная аксиома. Это все о том, чтобы расчистить канал. Так что же мы делаем в Четвертом Шаге? Мы «проводим тщательную и бесстрашную инвентаризацию самих себя».

В Книге Билл приводит аналогию с коммерческой инвентаризацией. Он называет это «процессом поиска фактов и их восприятия». Найти факты и рассмотреть факты.

Вот сейчас в магазинах идут после праздничные распродажи. И, конечно же, магазины проводят инвентаризацию. Они смотрят, что у них залежалось на полках. Представьте себе магазин электроники. ≪Так, у нас надвигается большая распродажа. Посмотрим, что мы имеем… Нам ведь надо выставить новую продукцию. Придется освободить для нее место≫. Они смотрят везде – на складе, на полках… и вдруг, вот те на! ≪А что у нас тут делают проигрыватели пластинок?!

Мы ведь не продали ни одного за несколько лет! Уберите их отсюда! А ≪Бетамакс≫ видеокассетники почему у нас до сих пор на полке? И что тут делают эти упаковки с бобинами? Когда последний раз на этот склад кто-то заглядывал?..≫ И хотя весь товар «новый», но ведь никто это не покупает! Мы не должны заблуждаться в истинной ценности вещей. Тут хозяин магазина говорит: ≪Запакуйте все это и вывезите отсюда. Нам нужно место для нового товара≫.

А Ральф У. пришел к вам в 33 года. И у него в «накопленных товарах» имелись его мышление, его убеждения и его ценности.

Поэтому мне пришлось провести такую же инвентаризацию всего того, что я накопил за годы. И я не мог обманывать себя относительно ценности этих «товаров».

У вас может быть есть шкаф, в котором вы держите одежду. Вы туда уже давно не заглядывали. И, да, я знаю, дорогие женщины, что вам очень нравится все, что там висит! Но, когда у вас набралось 200 пар туфель, которые вы не носите, то пора избавиться хотя бы от некоторых из них.

– Ральф, залезь-ка в свой шкаф… А что у тебя тут делают эти полиэстеровые брюки клеш с накладными карманами? И эти ботинки на платформе?!

– Но ведь они совсем новые! Ни разу не ношены!

– Ты и не будешь их носить. Это уже давно не в моде. Никто такие вещи не покупает. А ты, если наденешь это, то будешь выглядеть как сумасшедший.

И то же самое с моим мышлением.

– Видишь ли, Ральф, надутые губы и гневные истерики еще как-то подходят трехлетнему ребенку, хотя и это спорно… Но вот пятидесятивосьмилетнему мужчине это уж точно не к лицу.

А ведь я-то веду себя именно так! Если меня обидели, я дуюсь и ухожу в себя. Я наказываю тебя тем, что перестаю разговаривать с тобой. Вот таков я в своих отношениях. А это невеселое место. И мы лежим в кровати – ты на одной стороне, а я на другой. Это пассивное наказание – я просто буду молчать. Но и здесь проблема – та, которую я наказываю, не знает, что она наказана! И она беседует по телефону со своими подспонсорными и смеется… Эй, ты не должна смеяться! Ты должна быть тише воды и ниже травы. А ты чем занимаешься? Ты же наказана!.. Вот что я делаю.

* Харбор Лайте – центры выздоровления для алкоголиков и наркоманов, которые были основаны Армией Спасения.

** Боб Бизанз – трезвый с 1967-го года, один из самых активных и уважаемых членов АА, известный спикер.

*** парадигма – система идей, взглядов и понятий, различных моделей решения множества проблем, а также методов исследования, принятых за правило.