Лидерство в АА как извечная насущная потребность (апрель 1959 г.) 1
Бесплатная Помощь
Лидерство в АА как извечная насущная потребность (апрель 1959 г.) 1

Лидерство в АА как извечная насущная потребность (апрель 1959 г.) 1

ЯЗЫК СЕРДЦА Статьи Билла У. для журнала «Грейпвайн»

ЧАСТЬ 3, РАЗДЕЛ 2: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Лидерство в АА как извечная насущная потребность (апрель 1959 г.) 1

Прослушать или скачать файл 3.2.79_1.mp3 в формате MP3

Читать:

Ни одно сообщество не способно эффективно функционировать без умелого руководства на всех его уровнях, и АА – не исключение. Тем не менее, нужно сказать, что мы порой тешим себя мыслью о том, что можем обойтись безо всякого руководства вообще. Мы склонны искажать традиционную идею «принципы выше личностей» до такой степени, что в лидерстве совсем не остается места для «личности». Но тогда это были бы не лидеры, а, скорее, безликие роботы, старающиеся угодить всем и каждому.

И напротив, бывает, мы столь же склонны требовать, чтобы лидерами в АА были непременно люди самых безукоризненных суждений и моральных качеств, преисполненные воодушевления, великие деятели, высший пример для всех, практически непогрешимые.

Конечно же, реальным нашим лидерам приходится вести свою деятельность где-то между этими абсолютно вымышленными полюсами желанного совершенства. Несомненно, в АА нет ни одного безликого лидера, как нет и ни одного идеального. К счастью, наше сообщество благословлено неограниченным числом настоящих лидеров – тех, кто уже активен сегодня, а также потенциальных лидеров завтрашнего дня – новых поколений способных людей, вливающихся в наши ряды. Среди нас есть множество мужчин и женщин, чьи самоотверженность, надежность, проницательность и особые навыки позволили бы им справиться с любыми задачами по обслуживанию. Нам нужно лишь отыскать таких людей и вверить им обслуживание Содружества.

Где-то в нашей литературе встречается утверждение вроде «Наши лидеры не командуют нами – они ведут нас своим примером». По сути, мы говорим им: «Действуйте за нас, но не распоряжайтесь нами».

Следовательно, лидер в служении АА – это человек, который лично может воплощать принципы, планы и стратегии на деле так преданно и эффективно, чтобы остальные члены Содружества захотели поддержать его и помочь ему в его работе. Если лидер слишком уж нами «рулит», мы бунтуем; но если он становится безропотным исполнителем, не имеющим собственного мнения, то он и не лидер вовсе.

Хорошее руководство разрабатывает планы, стратегии  и идеи по совершенствованию нашего Содружества и его служб. Однако по новым и важным проблемам оно широко консультируется с другими, прежде чем принять решение и действовать. Хорошее руководство всегда помнит, что отличный план или идея может прийти от кого угодно и где угодно. Потому оно часто будет отказываться от собственных взлелеянных планов ради чужих, которые лучше, при этом отдавая должное их источнику.

Хорошее руководство никогда не сваливает ответственность на других. Однажды убедившись, что в достаточной мере пользуется общей поддержкой или может ее получить, оно свободно принимает решения и сразу реализует их – разумеется, при условии, что такие действия не выходят за оговоренные рамки его влияния и ответственности. «Политикан» – это тот, кто вечно старается «дать людям желаемое». А политик – это человек, хорошо разбирающийся в том, когда нужно что-то делать и когда не нужно.

Он осознает, что даже подавляющее большинство может порой круто заблуждаться, если оно сильно взволнованно пли плохо информировано. Когда возникает такая нестандартная ситуация, а на кону стоит нечто крайне важное, то руководство, даже если оно выступает в меньшинстве, всегда обязано выстоять против бури, используя все свое влияние и силу убеждения, чтобы изменить положение.

Однако ничто так не гибельно для руководства, как оппозиция ради самой оппозиции. Нельзя говорить: «Или сделаем по-нашему, или вообще никак». Такое сопротивление часто продиктовано слепой гордыней или же раздражением, которое заставляет нас испытывать желание заблокировать что-то или кого-то. Бывает и так, что оппозиция просто заявляет: «Нет, нам это не нравится», а подлинных причин не называет.

Так не годится. Руководство, если его спросят, должно всегда приводить свои доводы, и притом весомые. Кроме того, лидер должен понимать: даже очень надменные и сердитые люди могут иногда быть абсолютно правы, а спокойные и более скромные – ошибаться.

Эти пункты – практические иллюстрации тех видов проницательности и самокритического анализа, которые истинный лидер всегда должен стараться практиковать.

Еще одно качество, которым должен обладать лидер – способность охотно идти на уступки всегда, когда подходящий компромисс может повернуть ситуацию в направлении, которое кажется верным. Нам, алкоголикам, склонным жить по принципу «все или ничего», компромиссы даются трудно. Как бы то ни было, мы не должны забывать, что прогресс почти всегда характеризуется рядом компромиссов ради улучшения. Но не можем мы и вечно уступать. Время от времени действительно необходимо твердо стоять на своем до тех пор, пока вопрос не будет урегулирован. В таких ситуациях нужно тщательно рассчитывать время и очень внимательно разбираться в ситуации, чтобы определить, какой курс избрать.

Лидерам часто приходится сталкиваться с резкой критикой, порой продолжительной. Это жесткое испытание. Всегда есть конструктивные критики, наши истинные друзья. Нам следует всегда внимательно их выслушивать. Мы должны быть готовы к тому, что они подкорректируют наши взгляды или даже кардинально их изменят. Зачастую нам также придется не соглашаться с ними и отстаивать свою позицию, не теряя их дружбы. Потом, есть еще те, кого мы могли бы назвать своими «деструктивными» критиками. Они давят на нас, политиканствуют, обвиняют. Возможно, они полны ярости и злости. Они распространяют слухи, сплетничают, чтобы добиться своего – само собой, все это во благо АА! Впрочем, мы, в конце концов, усвоили, что эти ребята, которые, возможно, больны немного сильнее, чем остальные в Содружестве, совсем не обязательно наносят реальный вред – по крайней мере, в АА. Все целиком зависит от того, как мы поведем себя с ними.

Для начала нам следует очень внимательно их выслушать. Иногда они говорят чистую истину; иногда в их слонах лишь часть истины. Но чаще всего в своих рассуждениях они просто доходят до абсурда. Если мы в пределах досягаемости, то нас может одинаково задеть и чистая правда, и полуправда, и даже полное отсутствие правды. Потому-то и нужно слушать внимательно. Если в их речах есть хотя бы доля истины, то нам лучше, несмотря ни на что, поблагодарить их и углубиться в самоанализ, признав, что мы были неправы. Если же они говорят бессмыслицу, мы можем их проигнорировать. Или выложить все карты на стол и попытаться их убедить. В случае неудачи нам остается лишь сожалеть, что они слишком больны, чтобы нас услышать, и постараться забыть обо всем этом. Лишь немногие из известных нам инструментов для самоанализа и развития истинной терпимости действуют эффективнее, чем те упражнения, которые дают нам эти наши сумасбродные собратья, обычно имеющие благие намерения. Это всегда дело трудное; иногда нам не удается справиться с ним самостоятельно. Но нужно обязательно продолжать попытки.