Лоза Истинная. (015) Опыт Преодоления Зависимости.
Бесплатная Помощь
Лоза Истинная. (015)

Лоза Истинная. (015)

Лоза Истинная. Опыт Преодоления Зависимости (015)

Игумен Иона (Займовский)

#ЛозаИстинная , #АнонимныеАлкоголики

( Наши рубрики Мнения и Другая Литература о выздоровлении )

БЕСЕДА ПЕРВАЯ

ПРОТОИЕРЕЙ ЕВГЕНИЙ ГЕНИНГ: 

На мой взгляд, алкоголизм и наркомания – это проблема зависимости вообще. 

Говоря языком церковным, речь идет об утрате человеком свободы. Одной из основ христианства является знание того, что Бог есть свобода, и каждый человек призван к этой свободе, каждый из нас. Все, что эту свободу крадет у нас, все это – та или иная форма зависимости. 

Алкоголизм, наркомания, – полагаю, это все частные случаи одного и того же духовного, душевного и (или) отчасти телесного заболевания человека. 

Когда я говорю о физиологическом аспекте, то имею в виду то, что, видимо, какие-то основы этой зависимости передаются наследственно. Это не значит, что духовный аспект при этом не играет никакой роли. Он остается основным. 

Каждому человеку дарована Христом свобода, и каждый может свою генетику духовно преодолеть. 

Специфика рассматриваемой зависимости в том, что она связана с определенными химическими веществами. Кроме того, люди, страдающие от этой зависимости, социально опасны для общества. 

Алкоголизм и наркомания – это заболевание духа, души и тела человека. Это – болезнь, в отличие, например, от пьянства, которое есть только грех. 

Многие спрашивают: в чем разница? В том, что пьяница может не пить. Для него употребление алкоголя – просто один из видов праздного времяпрепровождения. 

А алкоголик не пить не может. Принимая даже небольшую дозу химического вещества, наркотика или алкоголя, человек теряет контроль. Запускаются некие механизмы, которые сам он остановить не в силах. То есть слова апостола Павла, что пьяницы «…Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10), к алкоголикам, мне думается, не относятся. 

Может быть, в I веке апостол Павел не делал различия между этими состояниями. 

Я, во всяком случае, это делаю, потому что знаю пьяниц. Они могут не пить. 

Знаю и алкоголиков, которые не пить просто не в силах. Это совершенно разные, на мой взгляд, духовные состояния. 

 

ПРОТОДИАКОН АНДРЕЙ КУРАЕВ: 

Есть такое слово – страсть. В церковно-богословском языке оно имеет другой смысл, нежели в русском. 

Страсть – это не сильное чувство, страсть – это не страдание, это, прежде всего, пассив, страдательный залог, используя грамматические термины.

Там человек влеком, там он не может проявить свою реакцию, у него нет свободы. Естественно, любая страсть начинается с личного выбора, с маленького греха, а уже затем, говоря русской поговоркой, «повадился кувшин по воду ходить, там ему и пропасть». 

Алкоголизм и наркомания начинаются и развиваются как грех, – еще и потому, что человек здесь ищет некоторой радости для себя. Затем это перерастает в болезнь, когда уже нет сил справиться. Мы это видим даже на примере обычного курения. Человеку со стороны кажется, что Православие свободу отбирает и обрушивается на бедного человека массой своих запретов. 

На самом деле, для христианина все наоборот: это борьба за свободу, за свободу своих реакций, в конце концов. А когда он замечает зависимость от простой вонючей палочки – что он не может от нее избавиться, это может привести его к осознанию печальной правды о своем состоянии. Это мы говорим об обычном курении. 

С наркотиками все сложнее. Там последствия гораздо более пагубны – и физические, и духовные. Далее, у алкоголика и наркомана существует религиозная реакция, а не только чисто светская. 

С моей точки зрения, народное выражение «допиться до чертиков» – не просто художественный образ, а состояние, когда несчастный может оказаться на краю духовной пропасти. Если есть наследственная предрасположенность организма, тогда это грех, переросший в болезнь, а затем болезнь, делающая подверженного ей головопреклоненным ко греху. 

Здесь надо вспомнить историю из древнего патерика, которая удерживает нас от окончательного суда. 

Две девочки-близняшки осиротели. Их удочерили разные женщины. Одна была публичная женщина, другая – подвижница. В итоге, девочки, когда вошли в возраст, обе стали блудницами. Авва, который это рассказывает, говорит, что Господь будет судить их по-разному: ту, которая воспитывалась как проститутка, и ту, которая имела шанс жить чисто и сама избрала такой путь.