Лоза Истинная. (016) Опыт Преодоления Зависимости.
Помощь при алкоголизме
Лоза Истинная. (016)

Лоза Истинная. (016)

Лоза Истинная. Опыт Преодоления Зависимости (016)

Игумен Иона (Займовский)

#ЛозаИстинная , #АнонимныеАлкоголики

( Наши рубрики Мнения и Другая Литература о выздоровлении )

БЕСЕДА ПЕРВАЯ

ВАЛЕНТИНА НОВИКОВА, ПСИХОЛОГ: 

Конечно, любая болезнь есть следствие греха. Не объедайся, соблюдай посты, делай все вовремя, не чревоугодничай – и не будет ни катара, ни гастрита. Но не все так просто. 

По моим наблюдениям и по опыту людей, у которых я училась (это мнение подтверждено множеством научных работ), алкоголизм, как и наркомания, – страшная болезнь. 

Например, когда человек рождается с пороком, когда у него генетика перестроена и нет на различных уровнях каких-то ферментов, которые способны обеспечить его здоровое состояние, с этим необходимо считаться. Таких людей много. Это от человека никак не зависит. Не обязательно папу или маму иметь алкоголиками, наследственность может проявиться в четвертом поколении. 

Покажите мне человека, который бы стопочки не поднял, бокала шампанского не выпил на праздник? Один пьет – и ничего; а другой, как только притронется – падает под стол. 

Думаю, обвинять человека, имеющего генетически плохие корни, и заставлять его каяться в том, что он платит за разнузданность и безответственность своих предков, а может быть, за передающееся из поколения в поколение заболевание, по меньшей мере, негуманно. 

 

АЛЕКСЕЙ ОСИПОВ, ПРОФЕССОР МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ: 

Если говорить о богословской стороне вопроса, то нужно вспомнить, что при грехопадении природа в человеке исказилась. 

Это искажение святой Максим Исповедник, например, обозначает тремя основными параметрами: смертность, тленность и страстность. 

Под страстностью разумеются не греховные страсти, как мы их понимаем, а уязвимость человека, возможность переживания им страданий, скорбей, его зависимость от окружающей среды, от других людей и так далее. 

Такая зависимость может носить как положительный, так и отрицательный характер. То есть при грехопадении человек приобрел свойства и потребности, которые сами по себе не являются ни греховными, ни добродетельными. 

Химическая зависимость, греховна ли она? 

Все зависит от того, что называть грехом. Грехом является сознательный акт воли. Природа не может быть греховной или не греховной. Природа просто повреждается. 

Волдырь вскочил – это греховно или не греховно? Подобные изменения происходят в организме, когда туда попадают алкоголь, наркотики, действие которых противоестественны для здорового организма. Нельзя назвать это грехом. 

Это – болезнь. Это – повреждение, но обусловлено оно грехом человека, его сознанием, неверным направлением его свободы, его воли. 

Конечно же, генетика влияет на заболевание. Жалко, что в нашем богословии нет понятия о родовой или наследственной поврежденное, если выражаться привычным языком – родовой или наследственной греховности. 

Греховности не в смысле виновности человека, а в смысле наследственно приобретаемой зависимости различных планов – как биологического, так и душевного. Люди рождаются подчас страшно скупыми, страшно злыми, с наклонностями к пьянству и так далее. Наследственность имеет огромное значение, и, кстати, с ней бороться гораздо сложнее. 

Святой Макарий Египетский пишет о трех проявлениях повреждений в человеке: о личном, родовом и первородном. 

Священное Писание указывает на то, что и с родовой поврежденностью, и с личным грехом бороться можно. 

Невозможно бороться только с первородным повреждением, поскольку стать бессмертными мы не можем.