Лоза Истинная. Опыт Преодоления Зависимости (037)
Игумен Иона (Займовский)
#ЛозаИстинная , #АнонимныеАлкоголики
( Наши рубрики Мнения и Другая Литература о выздоровлении )
БЕСЕДА ТРЕТЬЯ
ВОПРОС: ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ДВИЖЕНИИ АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ?
ЕВГЕНИЙ ПРОЦЕНКО, ПСИХОЛОГ:
На сегодняшний день движение АА и АН наиболее эффективно помогает решать проблемы химической зависимости.
Залог успеха движения АА в том, что оно, по сути своей христианское, и выросло на христианской основе. «Традиции» и «Шаги» Программы не являются изобретением авторов. Это интерпретация многовекового христианского опыта жизни.
Известно об исторических связях движения Оксфордских групп, в которых воссоздавалась жизнь первых христиан, с движением АА. Такая же связь прослеживается в специальной литературе. Практически, на мой взгляд, движение АА – это ответ Церкви на проблему химической зависимости, Церкви в самом широком ее понимании.
На его основе выросло много аналогичных движений. Так появился один из наиболее эффективных и адекватных подходов к решению проблемы химической зависимости на государственном уровне – миннесотская модель.
Из названия ясно, что родом она тоже из США. Все началось с очень скромных усилий на уровне отдельного городка, потом на уровне штата, а потом модель распространилась на все государство.
В штате Миннесота в начале 50-х годов прошлого века одновременно в трех лечебных учреждениях стали вводить новые программы.
Они основывались на понимании алкоголизма и наркомании как единой химической зависимости – болезни хронической, которую можно остановить, но нельзя вылечить.
Основной разработчик модели психолог Даниэль Андерсон использовал знания, накопленные к тому времени психологами и наркологами. Именно он предложил сочетать научный опыте опытом духовного решения проблемы, то есть ввести в процесс лечения опыт Анонимных Алкоголиков, который к тому времени был хорошо известен и отлично зарекомендовал себя.
Сам Андерсон проработал только часть этой модели: принципы взаимодействия персонала между собой и взаимодействия персонала с пациентом.
Здесь были существенные новшества – врачи не выделялись и не противопоставлялись пациентам. Специалисты, работающие по миннесотской модели, помогали решать пациентам проблемы в соответствии с Программой АА, обращаясь прежде всего к духовной стороне своей жизни с надеждой на Бога.
По мере выхода эксперимента за пределы штата Миннесота и распространения его в других штатах стали складываться другие составляющие этой модели.
Она стала более комплексной – специалисты учли все аспекты проблемы зависимости, разработали разнообразные формы лечения, адаптации и профилактики.
Понятно, что человеку, уже прошедшему лечение, необходима помощь, чтобы снова войти в нормальные отношения с обществом, прежде всего – со своей семьей, где отношения нарушены; кому-то нужна помощь, чтобы найти работу; кому-то – чтобы приобрести специальность. Это целое звено, которому в миннесотской модели уделяется серьезное внимание.
Чтобы человек после лечения не потерялся, ему недостаточно просто реабилитироваться, ему нужно решить те проблемы, которые прежде заставляли его бежать за бутылкой.
Комплексность состоит еще и в необходимости целевой подготовки и серьезного обучения огромного числа специалистов, ведь все они по сути дела приобретают новую специальность, доселе никому неизвестную.
Обучают по ней специалистов из разных областей. Рассказывают учителям, муниципальным служащим, полицейским, священникам о программе, о природе болезни, о путях выздоровления. К слову, для священников вообще устраиваются отдельные семинары по проблемам химической зависимости.
Есть и специальные лечебные центры для священнослужителей, и это уже говорит о многом. Ведь в церковной среде эта проблема тоже существует.
Вся эта деятельность, такая многообразная и единая по сути, дает миннесотской модели возможность развиваться, решать проблемы на государственном уровне и, можно сказать, оставаться живым организмом.