Не Господь Бог - 114
Бесплатная Помощь
Не Господь Бог – 114

Не Господь Бог – 114

Не Господь Бог – 114

Эрнест Курц

История Анонимных Алкоголиков

#НеГосподьБог , #АнонимныеАлкоголики

Часть 2

КОНТЕКСТ ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ

 

В Джеймсе они нашли не только средство для понимания и обучения важности своего «духовного опыта», но и глубоко гуманистических и либеральных маршрутов в обосновании своей фундаментальной евангельской проницательности в Пиетизме. 

 

Их понимание Джеймса как прагматика позволило сформировать поколение АА, которое способно принять и провозгласить в качестве одной грани своего собственного опыта то, за что их неоправославные современники презирали и критиковали – «психологизм», на котором не могло быть основано никакой достойной спасительной веры. После того, Джеймс, как плюралист, способствовал той открытости, которую первые Анонимные Алкоголики понимали не только как неотъемлемую часть своего роста, но и как лежащую в основе своей Программы. Плюралистическая интуиция способствовала тому, что они приветствовали различия между алкоголиками, а также разных алкоголиков; формировали преданность к «допущению» как активно добродетельному и положительно влияющему; и, усиливая свою осторожность в отношении каких-либо монистических претензий на абсолюты любого рода, руководили самим Сообществом сквозь опасности предательства в своей истории развития.

 

Таким образом, гуманизм и либерализм Анонимных Алкоголиков, для всего евангельско-пиетистского ядра Программы, не являются ни случайными мыслями, ни переполняющими излияниями разума от некой близости к религиозной философии. Разумные методы объяснения Анонимных Алкоголиков не увенчались успехом, поскольку в понимании АА нет «лечения» от алкоголизма или алкоголика. Основной толчок АА происходит от противоположного, более древнего понимания, которое интерпретирует тоску в боли, и болезнь эта не то, чтобы менее реальна, потому что она просто ментальная, но и нечто большее, чем простая реальность потому, что это аспект самой человеческой реальности. 

 

Последующее понимание игнорирует то, насколько Анонимные Алкоголики являются «американскими», – Программа с самого начала была настолько полностью погружена в интеллектуальную культуру, столь хорошо отражённую Уильямом Джеймсом, что она легко оказалась квинтэссенцией мысли американского философа.

 

Любое выражение религиозных идей приглашает к рассмотрению под двумя заголовками. Во что верили? И как эта вера проиллюстрирована и передана? Для Анонимных Алкоголиков ответы лежат глубоко в Шагах Программы. Однако для понимания более широкого исторического контекста последующий анализ проводится в терминах и концепциях, более знакомых по классической истории религиозных идей в Америке. В этих терминах и понятиях фундаментальный импульс, выявленный в Анонимных Алкоголиках и переживший их, будет однозначно признан американским выражением евангелического пиетизма.

 

Существенная вера, изложенная, в частности, в первых трёх Шагах Анонимных Алкоголиков, была достигнута путём спасения, предварительным условием которого был акт сдачи.

 

На первом Шаге Программы Анонимных Алкоголиков говорится: «Мы признали, что мы бессильны перед алкоголем, что наши жизни стали неуправляемыми», – алкоголик отказывается от каких-либо претензий на абсолютный контроль над чем-либо. Эта сдача была сделана яркой по своему стилю. Алкоголик не признаёт абсолютно никакого контроля над алкоголем, больше предлагая этот факт в качестве доказательства, чем утверждая его как причину неуправляемости своей жизни. Принятие Первого Шага ознаменовывает принятие того, что «дно» было достигнуто. 

 

Этому также вторит более глубокое признание – ирония «первородного греха», как описано в Книге Бытия. В Эдемском саду Адам и Ева согрешили, достигнув большего, чем им было дано. Они съели запретный плод, потому что змей пообещал, что поедание сделает их «вроде Богов». Наказанием для них стала потеря сада, который им дали. Алкоголик, пьяный, искал неуместного контроля над реальностью – больше, чем было дано человеческой ограниченности. 

 

Обещание алкоголя также было богоподобным: алкогольный напиток пытался управлять внешней реальностью, влияя на алкоголика, а также на его собственные настроения, чувства и эмоции. Как и в мифической параллели, наказание за такое злоупотребление связано с потерей любой способности использовать должным образом: достижение большего, чем было дано, приводит к потере даже того, что было дано. В этом понимании алкоголик сдаётся по самому своего признанию: «Я – алкоголик».