Не Господь Бог - 120
Бесплатная Помощь
Не Господь Бог – 120

Не Господь Бог – 120

Не Господь Бог – 120

Эрнест Курц

История Анонимных Алкоголиков

#НеГосподьБог , #АнонимныеАлкоголики

Часть 2

КОНТЕКСТ ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ

 

Ещё одна характерная черта как в евангельской традиции в Америке, так и всех подвижников-протестантов, – антиинтеллектуализм. В поддержке большей части непрофессионалов АА лежит скрытая, хотя и не общепринятая, прописная истина. Священная доктрина Анонимных Алкоголиков для всех приверженцев (и только для приверженцев) гласит: «Только алкоголик может понять / помочь другому алкоголику».

 

В основе всего у Анонимных Алкоголиков лежит опыт. Чтобы чем-то поделиться, сначала нужно это что-то пережить. «Вы можете сохранить, только отдавая», но «вы должны иметь это прежде, чем сможете отдать». То, о чём сказано, и есть «новая жизнь», основанная на «рождении заново» или «перерождении», того понимания, которое присуще всей евангельской религии.

 

«Получение Программы» в «Анонимных Алкоголиках» совпадает с «получением религии» в евангельском смысле. Опыт, в этом понимании, был по существу невыразимым. Такой опыт можно было бы увидеть, но не выразить словами. Рассуждение же, наоборот, обязано быть вербальным – логически аргументированным процессом. Собственный опыт АА постоянно свидетельствует о том, что «рационализация» – это то, что определяется как «странная черта ума и чувства, скрывающая извращенное желание замаскировать плохой мотив под маской хорошего», – «наш древний враг». Это приводит только к тому, чтобы начать пить снова.

 

По этим и другим причинам Анонимным Алкоголикам был присущ глубокий антиинтеллектуализм. Опыт АА научил тому, что если страдающие от алкоголизма, которых не излечили «эксперты», и имели некоторые шансы «получить Программу», то Сообществу пришлось провозгласить простую истину, полученную из собственного опыта: трезвость приходит через живые примеры, а не рассуждения. Если исторически опосредуемые евангельские и подвижнические понятия человеческой ограниченности, уверенности в себе, любви к Богу на невысоком уровне, то необходимость в капитуляции и отречении от «контроля» должна была быть воспринята наиболее полно – только тогда сообщение окажется практически полезным и прагматичным. Никогда, с самых древних времён, не надо было стеснялся того, что следовало из понимания того что, чтобы «спастись» надо сдаться .

 

Слова капитуляция, преображение, спасение; слово и дело; антипрофессионализм и антиинтеллектуализм указывают на общий вклад Анонимных Алкоголиков в современную Америку и Двадцатый век. Восстановились и вновь введены концепции АА, которые были потеряны или извращены из-за наносов из исторических пластов. Грустные, а иногда и трагические ассоциации некоторых из этих терминов приводили к тому, что термины, и поэтому концепции, игнорировались, забывались или, что возможно хуже всего, искажались до неузнаваемости. Потеря этих концепций, которые на протяжении веков позволяли людям лучше понимать и осмысливать свой опыт, сама по себе печальна и трагична. Даже просто одним своим спасением этих понятий Анонимные Алкоголики уже внесли значительный вклад в современность.

 

Сам стиль такого спасения и его прагматическое использование, к чему найденные концепции были привлечены, также заслуживают внимания как внёсшие значительный вклад. Во многом потому, что главная и единственная прямая забота Анонимных Алкоголиков об алкоголике, который всё ещё страдает, феномен АА достиг такого уровня развития в психологии, что АА стали разбираться в психологических терминах и стали пытаться ими точно оперировать. Психологическая терминология, как известно, скользкая, не в последнюю очередь потому, что сама популярность психологического подхода приводит к неосторожному его использованию, и, следовательно, к злоупотреблениям категориального аппарата науки психологии. Ошибочный диагноз – распространённая ловушка любой популярной науки. Большой угрозой и очень вредным является то, когда на бытовом уровне точная специальная терминология сначала понимается по-своему, а затем ещё и интерпретируется. 

 

В своей роли строителя мостика между древним религиозным прозрением и современным психологическим пониманием, Анонимные Алкоголики избежали этой ловушки, так как настойчиво опирались на самый доступный язык как наиболее эффективный способ для понимания по существу своей простой Программы. Литература Сообщества, в первую очередь «Большая Книга» и «Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций», принимала и использовала обычные слова в их общем значении. На протяжении мно- лия от стыда и страха. Однако члены Анонимных Алкоголиков увидели больше этого. В свидетельстве о своём признании равенства в уязвимости анонимность напоминала им о свободе быть самим собой.

 

Таким образом, обучаясь и понимая, что знание правды даёт свободу, и что великая любовь уязвима, Анонимные Алкоголики неосознанно стали свидетелями своего слияния с видением первохристианства, которое вдохновило их прародителя – Оксфордскую Группу. Поскольку это было неосознанным, члены AA могли настаивать на том, что их Программа и Сообщество являются «духовными, а не религиозными». Тем не менее, характер этих представлений о правде и свободе, любви и уязвимости был таков, что даже в светском и современном наряде Анонимные Алкоголики занимают своё заслуженное место как значительное явление в истории религиозных идей в Америке Двадцатого века.