Не Господь Бог – 134
Эрнест Курц
История Анонимных Алкоголиков
#НеГосподьБог , #АнонимныеАлкоголики
Часть 2
ЗНАЧЕНИЕ И ВАЖНОСТЬ АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ
Стиль, а также содержание приглашения АА, чтобы удовлетворить потребность в других, ясны. Приглашение основано на уверенности каждого отдельного алкоголика в том, что если он, как алкоголик, не-Господь-Бог, то ни один из других членов Анонимных Алкоголиков «Богом» не является тоже.
С самого начала существенный аспект формата повествования сообщения АА содержит предостережение: «Отождествляй, но не сравнивай». Этот запрет напоминает алкоголику, чтобы он был особенно внимательным к тому, что роднит его с другими алкоголиками и их опытом, а не концентрировался на контрастах, не искал различий, которые могут помешать совместному использованию и сохранению идентификации.
«Отождествлять, но не сравнивать» выражает в краткой форме понимание Программы как для алкоголика, так и для его лечения. Грех пьющего алкоголика заключался в том, что он отождествлял себя с «Богом», усиливая свою склонность сравнения (контраста) с другими людьми. Рецепт АА – в лечении такой склонности. Он говорит о том, что различия между алкоголиками поверхностные и оцениваются через обогащение чужим опытом и таким образом происходит идентификация алкоголика. Это относится к глубочайшему и самому полезному знанию для всех алкоголиков – от слабости, от ограничений, от собственного алкоголизма, учит и обеспечивает идентификацию весть о том, что человеческая сила уходит корнями в человеческую слабость. Она прививает практическое осознание того, что человек будет наиболее эффективен не из-за переполненного богатством избыточного изобилия, а из-за зияющей пустоты остро ощущаемого своего дефекта. Разве не это та функция, в которой Анонимные Алкоголики зарекомендовали себя очень хорошо, подлинной религии как для того, чтобы сделать понятным человеческий опыт страданий, так и для того, чтобы открывать человеческие страдания друг другу для исцеления.
Из-за отсутствия другого более доступного термина такой энтузиазм можно только приветствовать в смысле того, что реальность необходимости в других нужна для обогащения взаимной зависимости, и это можно назвать «жизнерадостным плюрализмом». Слово «плюрализм», к сожалению, хромает, но это неизбежно, поскольку оно сигнализирует о том, насколько глубоко эта концепция говорит о проблеме современности.
Современная эпоха даже не имеет слов для описания сути того, что предлагают и предполагают Анонимные Алкоголики в качестве лекарственного средства от тоски, описанной как метафора алкоголизма. Тогда мы должны позаимствовать и сконструировать новый термин. «Жизнерадостный плюрализм» обозначает идею о том, что те, кто принимает себя в качестве ограниченных рамками и те, кто в рамках своей ограниченности могут видеть проблеск целостности, а также приглашение к этой целостности, могут приветствовать это отличие как хороший знак – как фундаментально обогащающее, а не угрожающее, усиливающее, а не ослабляющее.
Присвоение термина «плюрализм» означает отличие этого признания от абсолютизма и релятивизма. В самой смелой карикатуре в рамках наиболее подходящих здесь философских и богословских понятий абсолютизм утверждает, что конечное может адекватно понять только конечную реальность, а релятивизм утверждает, что конечной реальности не существует.
Первое предположение и фундаментальное утверждение плюралистической точки зрения состоит в том, что если и существует конечная реальность, но она полностью лежит за пределами собственного «я» и поэтому не может быть полностью понята какой-либо конечной сущностью. Конечное может и действительно участвует в конечной реальности, но понять её не может – не может полностью объять или требовать овладения этой конечной реальностью.
Первая интуиция плюрализма заключается в том, что единственным абсолютом в человеческом опыте является то, что ни один человеческий опыт не может быть абсолютным. Сразу вытекает из этого то, что, поскольку любой опыт человека участвует в конечном неабсолютном, то весь человеческий опыт может обогатить опыт отдельных людей.