Лоза Истинная. Опыт Преодоления Зависимости (073)
Игумен Иона (Займовский)
#ЛозаИстинная , #АнонимныеАлкоголики
( Наши рубрики Мнения и Другая Литература о выздоровлении )
ПРИЛОЖЕНИЕ I
МЕТАНОЙЯ СВЯЩЕННИКА
Но вот что у меня еще вызвало смущение, так это мысли в программе АА о «первом шаге».
Какой смысл в констатации своего бессилия перед алкоголем, зачем же признавать свое бессилие перед бутылкой? Что в этом духовно полезного?
Неожиданно нашел ответ у Силуана Афонского: «Если ясно увидишь сатану, и он будет опалять тебя своим огнем, и захочет пленить твой ум, то опять не убойся, но крепко надейся на Господа и говори: “я хуже всех”, и отойдет от тебя враг».
Если рассматривать алкоголизм как своего рода идолослужение, когда алкоголь становится всем в этом мире, то что за ним стоит? Сатанинская сила, и, очевидно, низшая.
Как можно победить эту силу? По слову преп. Силуана, предельным смирением. И тогда начинается какое-то изменение.
Мне представляется, что существует очень и очень важный нулевой шаг, предваряющий работу по 12 шагам и общий с другими групповыми программами трезвости.
До признания своего бессилия, или почти одновременно с этим, алкоголик должен (перед своей совестью) назвать себя алкоголиком и принять на себя ответственность говорить об этом публично (в группе).
Мы все прибегаем к эвфемизму «зависимый», что вообще-то является уловкой, небольшим лукавством, которое вредит нравственному сознанию и воспитанию совладения со страстью.
КРИТИКИ ДВИЖЕНИЯ ВНУТРИ ЦЕРКВИ ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ ГРУПП АА, ПОСКОЛЬКУ НАХОДЯТ В ФОРМУЛИРОВКАХ ДВИЖЕНИЯ СЛИШКОМ МНОГО СОБЛАЗНА. КАК ОДИН БАТЮШКА ГОВОРИЛ: «ПУСТЬ ЛУЧШЕ ЧЕЛОВЕК УМРЕТ АЛКОГОЛИКОМ, НО НЕ ПРИКОСНЁТСЯ К ЭТОЙ СОМНИТЕЛЬНОЙ ДУХОВНОСТИ»…
Я бы не препятствовал собираться группам АА. То, что на группу АА человек придет в храм, само по себе хорошо. Он попадет в определенную атмосферу, увидит иконы, увидит, как люди молятся. Пусть смотрит.
Может, как-нибудь и останется.
Вообще мне кажется, что в основе неприятия движения АА, их методов, есть гордость. Мы думаем: ну что может быть на этом еретическом Западе доброго?
В первые века христианства было похожее искушение: отказаться от всей античной культуры, поскольку вся она языческая. Выплеснуть с водой ребенка.
Но и Климент Александрийский, и Григорий чудотворец, и великие каппадокийцы говорили, что нужно не отказываться от накопленной человеческой мудрости, а ассимилировать ее в христианстве.
И Григорий Нисский и Григорий Богослов, подчеркивая превосходство христиан над эллинизмом, писали, что все научное и интеллектуальное богатство, унаследованное от античной культуры, должно быть поставлено на службу христианству.
Стоит ли нам игнорировать опыт АА, который уже почти восемьдесят лет дает хорошие результаты? Не лучше ли внимательно и непредвзято изучить его, и взять все доброе?
Я считаю, что программу «12 шагов» в классическом варианте и, тем более, в тех вариантах, которые говорят о Христе, можно использовать на православном приходе. Конечно, если на группу трезвости собираются христиане, необходимо, чтобы происходило их постепенное воцерковление. И если человек говорит, что он признал свое бессилие перед алкоголем, то это смирение должно быть одухотворено церковной благодатью, то есть, принесено на исповедь.