Лоза Истинная. (073) Опыт Преодоления Зависимости.
Бесплатная Помощь
Лоза Истинная. (073)

Лоза Истинная. (073)

Лоза Истинная. Опыт Преодоления Зависимости (073)

Игумен Иона (Займовский)

#ЛозаИстинная , #АнонимныеАлкоголики

( Наши рубрики Мнения и Другая Литература о выздоровлении )

ПРИЛОЖЕНИЕ I

МЕТАНОЙЯ СВЯЩЕННИКА 

 

Но вот что у меня еще вызвало смущение, так это мысли в программе АА о «первом шаге». 

Какой смысл в констатации своего бессилия перед алкоголем, зачем же признавать свое бессилие перед бутылкой? Что в этом духовно полезного? 

Неожиданно нашел ответ у Силуана Афонского: «Если ясно увидишь сатану, и он будет опалять тебя своим огнем, и захочет пленить твой ум, то опять не убойся, но крепко надейся на Господа и говори: “я хуже всех”, и отойдет от тебя враг». 

Если рассматривать алкоголизм как своего рода идолослужение, когда алкоголь становится всем в этом мире, то что за ним стоит? Сатанинская сила, и, очевидно, низшая. 

Как можно победить эту силу? По слову преп. Силуана, предельным смирением. И тогда начинается какое-то изменение. 

Мне представляется, что существует очень и очень важный нулевой шаг, предваряющий работу по 12 шагам и общий с другими групповыми программами трезвости. 

До признания своего бессилия, или почти одновременно с этим, алкоголик должен (перед своей совестью) назвать себя алкоголиком и принять на себя ответственность говорить об этом публично (в группе). 

Мы все прибегаем к эвфемизму «зависимый», что вообще-то является уловкой, небольшим лукавством, которое вредит нравственному сознанию и воспитанию совладения со страстью. 

 

КРИТИКИ ДВИЖЕНИЯ ВНУТРИ ЦЕРКВИ ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ ГРУПП АА, ПОСКОЛЬКУ НАХОДЯТ В ФОРМУЛИРОВКАХ ДВИЖЕНИЯ СЛИШКОМ МНОГО СОБЛАЗНА. КАК ОДИН БАТЮШКА ГОВОРИЛ: «ПУСТЬ ЛУЧШЕ ЧЕЛОВЕК УМРЕТ АЛКОГОЛИКОМ, НО НЕ ПРИКОСНЁТСЯ К ЭТОЙ СОМНИТЕЛЬНОЙ ДУХОВНОСТИ»…

 

Я бы не препятствовал собираться группам АА. То, что на группу АА человек придет в храм, само по себе хорошо. Он попадет в определенную атмосферу, увидит иконы, увидит, как люди молятся. Пусть смотрит. 

Может, как-нибудь и останется. 

Вообще мне кажется, что в основе неприятия движения АА, их методов, есть гордость. Мы думаем: ну что может быть на этом еретическом Западе доброго? 

В первые века христианства было похожее искушение: отказаться от всей античной культуры, поскольку вся она языческая. Выплеснуть с водой ребенка. 

Но и Климент Александрийский, и Григорий чудотворец, и великие каппадокийцы говорили, что нужно не отказываться от накопленной человеческой мудрости, а ассимилировать ее в христианстве.

 И Григорий Нисский и Григорий Богослов, подчеркивая превосходство христиан над эллинизмом, писали, что все научное и интеллектуальное богатство, унаследованное от античной культуры, должно быть поставлено на службу христианству.

 Стоит ли нам игнорировать опыт АА, который уже почти восемьдесят лет дает хорошие результаты? Не лучше ли внимательно и непредвзято изучить его, и взять все доброе? 

Я считаю, что программу «12 шагов» в классическом варианте и, тем более, в тех вариантах, которые говорят о Христе, можно использовать на православном приходе. Конечно, если на группу трезвости собираются христиане, необходимо, чтобы происходило их постепенное воцерковление. И если человек говорит, что он признал свое бессилие перед алкоголем, то это смирение должно быть одухотворено церковной благодатью, то есть, принесено на исповедь.