АА взрослеет. Краткая История АА (080)
ГЛАВА V. РЕЛИГИОЗНЫЙ ВЗГЛЯД НА АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ
Билл: Рядом с отцом Эдом сидит другой человек, на которого все мы хотели бы походить. Я иногда задаю себе вопрос, сколько времени некоторые из присутствующих в этом зале, включая и меня, потратили на критику религиозных деятелей. Но все же именно благодаря им мы знаем о духовных вещах. Большинство духовных принципов АА появились благодаря Сэму Шумейкеру. Он всегда был связующим звеном: то, что Эбби узнал от Сэма, он рассказал мне, и таким образом достигается связь между Сэмом, который является религиозным деятелем, и нами. Я очень хорошо помню день, когда я впервые увидел его. Это была воскресная служба в его церкви. Я тогда еще был довольно пуглив и сторонился церкви. Я до сих пор вижу его стоящим перед аналоем. Меня глубоко потрясли его абсолютная честность и необыкновенная прямота. Я никогда не забуду этого. Я хочу представить вам Сэма, который является одним из важнейших и авторитетнейших источников воздействия в товариществе АА. Вот он перед вами.
Д-р Сэмюэл Шумейкер: Да благословит вас Господь.
Всякий раз, когда Билл дает мне возможность выступить перед вами, Анонимными Алкоголиками, он говорит вам обо мне такие вещи, что если бы я в вашем присутствии сказал о нем нечто подобное, он бы сказал, что это очень вредно для него. От самомнения страдают все люди, а не только алкоголики, и я боюсь, что чрезмерные похвалы одинаково плохо действуют на всех нас.
Вчера я уже получил свою порцию похвалы. Когда я впервые пришел сюда, одна девушка, с которой я раньше не был знаком, спросила меня: «Вы алкоголик?» Я ответил, что нет, а она сказала: «А говорите, как алкоголик!»
Ради восстановления истины хочу сказать: я всегда считал, что Билл приписывает мне гораздо большие заслуги в становлении этого замечательного сообщества, нежели я в действительности заслуживаю. Но в целом, суждения Билла очень глубоки, и как мы могли заметить на многих собраниях, где он выступал, его воспоминания очень точны. Поэтому я охотно принимаю эти его утверждения, потому что именно сотрудничеству с АА я обязан одними из самых радостных событий в моей полной радости жизни. И я глубоко благодарен за честь быть с вами сегодня здесь по такому замечательному поводу.
Прошлой осенью, на обеде в честь 20-ой годовщины АА я впервые услышал рассказ Билла об отдельных нитях, из которых свит прочный канат этого товарищества. Теперь мы все знаем, что первым шагом, который он сделал в стремлении дать какую-то реальную надежду алкоголикам, были беседы с людьми, обладавшими зачатками настоящего религиозного опыта. Один из этих людей сегодня присутствует здесь. Сперва они стали вести поиск этого духовного начала в рядах старых оксфордских групп, которые, по моему мнению, тогда переживали свои лучшие дни. Значительная часть их деятельности была сосредоточена в моем старом приходе Кэлвари, в районе Грэмерси-парка в Нью-Йорке.
По-моему, уже на самом раннем этапе существования АА стало ясно, что помимо утверждения д-ра Юнга о том, что у науки нет ответа, помимо неоценимой помощи д-ра Силкуорта с позиций медицины, а также мудрости Уильяма Джеймса, запечатленной в его работе «Многообразие религиозного опыта», существовала необходимость привнесения духовного фактора, который обеспечил бы синтез всех этих элементов и придал процессу позитивную динамику. Проблема заключалась в следующем: как описать религиозный опыт общеупотребительными словами, и при этом не свести его только лишь к общим фразам и идеалам. Итак, сразу вслед за Первым Шагом, где констатируется неспособность управлять своей жизнью, был сформулирован Второй Шаг: «Мы пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие». Это утверждение базировалось не на теоретическом рассуждении, а на очевидной истине. Перед нашими глазами были примеры людей, которые начинали претерпевать духовную трансформацию. Можно подвергать сомнению интерпретацию опыта, но нельзя подвергать сомнению сам опыт.
В 3-ей и 4-ой главах деяний апостолов есть история исцеления хромого Петром и Иоанном. И многие священнослужители захотели узнать, как это произошло. И апостолы ответили им, что этот человек был исцелен именем Христа. «И видя стоящего с ними исцеленного человека, они ничего не могли возразить». Вы может спорить с теорией, касающейся опыта, но вы не можете не признать самого опыта.
По-моему, АА поступили чрезвычайно мудро, подчеркивая реальность опыта и признавая, что он исходит от Высшей силы, и не слишком углубляясь в дальнейшие интерпретации. Было бы легко углубиться в теологическую сторону вопроса и такое искушение, наверняка, существовало. Вот перед нами проявление духовной Силы — давайте искать определение этой Силы. Но на этом пути могло возникнуть несколько препятствий. Если бы АА сказали больше по этому поводу, нашлись бы люди, которые захотели услышать еще больше и получить определение Бога в приемлемой и подходящей для себя форме. В таком случае хватило бы двух-трех групп, придерживающихся различных религиозных убеждений, чтобы погубить все дело. Более того, существовали люди с печальным религиозным опытом по причине заброшенной церкви или нудного священника, или люди, которые посещали церковь по выходным, но их повседневные занятия не согласовывались с их воскресными верованиями. Это создало бы еще одно препятствие в дополнение ко многим остальным, которые предстояло преодолеть. Существуют также агностики и атеисты, которые говорят, что им ничего не известно о первичной реальности, или же что они вообще не верят в Бога.