АА взрослеет. Краткая История АА (085)
Бесплатная Помощь
АА взрослеет. Краткая История АА (085)

АА взрослеет. Краткая История АА (085)

АА взрослеет. Краткая История АА (085)

ГЛАВА VI. Дружеский взгляд на Анонимных Алкоголиков

Я неоднократно пытался (без особого успеха) дать определение товариществу АА, пока однажды, будучи в Англии, я не услышал радиопередачу, где выступал каноник Чарльз Рэйвен, известный в Великобритании религиозный лидер. Во время этой радиопередачи Ч. Рэйвен дал следующую характеристику подлинного товарищества:

«Для подлинного товарищества необходимы три условия: общие идеалы, способствующие полному освобождению от эгоизма и устранению разногласий; выполнение общей задачи, которая должна быть достаточно значительной, чтобы захватить воображение и дать выход преданности; дружба и единение, чтобы мы почувствовали силу и радость принадлежности к естественному сообществу и посвятили служению ему все свое время. Высшая форма такого товарищества возможна там, где присутствуют самые высокие и требовательные идеалы, где поставленные задачи требуют максимальной отдачи всех наших сил и способностей, где товарищеские отношения столь прочны и глубоки, что мы без усилий и слов понимаем потребности друг друга и реагируем на них моментально и непроизвольно. В таких условиях все жизненные силы, которые мы обычно расходуем на зависть и удовлетворение собственного тщеславия, на притворство и стремление принизить других людей, высвобождаются для созидания».

Мне кажется, эти слова применимы для АА не только как определение подлинного товарищества, а также наших целей и отношений, но и как напоминание о том, что АА — не застывший и пассивный социальный организм, но, в широком смысле слова, динамичная созидательная сила, высвобождающая нашу скрытую способность жить и действовать конструктивно.

Не так давно я летел в самолете над нашими пустынными юго-западными просторами. То тут, то там почти ниоткуда возникали крошечные пятна сочной зеленой растительности, окруженные обширными участками безжизненной бурой пустыни. Я подумал об огромных запасах подземных вод, залегающих под этими пустынными просторами. Если бы вывести эти воды на поверхность, они могли бы превратить всю пустыню в цветущий сад. И еще я подумал, что Бог дает нам воду, но чтобы получить ее, надо копать колодцы. Я уподобил эти крошечные участки с сочной зеленью нашим группам, где, вдохновленные верой, почерпнутой из Двенадцати Шагов, мы копаем колодцы, благодаря которым зацветает пустыня жизни. И еще я размышлял о том, что мы осознали невозможность в одиночку преобразовать пустыню, в которой мы живем; мы не можем выкопать этот колодец в одиночку. Ибо у АА целое действительно сильнее, чем сумма всех его частей. Захватывающее чувство коллектива, нашего товарищества, открывает в нас гораздо больше возможностей, чем мы могли бы обнаружить в себе в одиночку. Каждый из нас, в свою очередь, черпает из духовного сосуда нашего товарищества дополнительное мужество и волю, что делает каждого из нас сильнее, а наше товарищество крепче.

То, что мы получаем, живя по принципам АА — это нечто большее, чем счастье в понимании материалистов.

Недавно я нашел определение счастья, которое приведено в новом полном словаре. К моему удивлению, в первом значении стояло «удача, удачная судьба, процветание». Такое материалистическое определение очень сильно отличается от понятия счастья, которое существует среди АА.

Однако второе определение, приведенное в этом словаре, прямо соответствует тому понятию счастья, за которым люди приходят, и которое они находят в АА — то, что можно испытывать, живя по принципам Двенадцати Шагов. Это определение выглядит следующим образом: «состояние благополучия, характеризующееся относительным постоянством и преобладанием положительных эмоций, диапазон которых варьируется от простого чувства удовольствия до полнейшего блаженства, а также естественным желанием продлить такое состояние».

Отталкиваясь от данного определения, мне кажется, что люди, живущие по принципам АА, испытывают счастье в большей мере,  чем какой-либо класс или группа людей, с которыми мне приходилось когда-нибудь встречаться.

Я много размышлял над этими определениями. Например, я думал, что словарные определения отражают значения, принятые в обществе, и я был обеспокоен тем фактом, что первое определение счастья выражено в таких материалистических терминах, как «удача, удачная судьба, процветание».

Я изучил ряд словарей, изданных в 90-х годах 19-го века. Я обнаружил, что нигде в них слово «процветание» не употреблялось для определения «счастья». Затем я заглянул в обычный словарь, изданный в 1927 г. К тому времени уже появилось определение «удача, удачная судьба, процветание», которое приводилось в качестве второго значения. А к 1943 году оно переместилось на первое место, оттеснив то определение счастья, к которому стремятся АА, и таким образом, совершенно материальное понятие счастья принято теперь в качестве определения жизненной цели мужчин и женщин в современном обществе.

Следовательно, руководствуясь принятым в современном обществе стандартом счастья, кое-кто может сказать, что наши Двенадцать Шагов являются шагами назад. Но они являются шагами возвращения к метафизической сущности человека, к его подлинной духовности. Мир продвинется вперед, когда пересмотрит современное словарное определение счастья и отодвинет его с первых позиций.