АА взрослеет. Краткая История АА (097)

ПРИЛОЖЕНИЕ «Е:А». ДОКЛАДЫ ОБ АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКАХ. НОВЫЙ ПОДХОД К ПСИХОТЕРАПИИ ХРОНИЧЕСКОГО АЛКОГОЛИЗМА (продолжение) У.Д. СИЛКУОРТ, врач, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (Первый из когда-либо написанных медицинских докладов об АА. Перепечатка из журнала «Journal-Lancet», июль 1939 г., Миннеаполис, штат Миннесота)

5.Товариществу абсолютно безразлично, каким именно путем человек обретает духовный опыт, лишь бы он захотел вручить свою жизнь и решение своих проблем своему Создателю. Человек может представлять себе Бога в абсолютно любом обличье. Не прилагается никаких усилий, чтобы обратить его в ту или иную веру или конфессию. В группе присутствуют представители многих вероисповеданий, и между ними царит величайшая гармония. Особо подчеркивается тот факт, что товарищество не принадлежит ни к какой определенной церкви, и что пациент абсолютно свободен следовать собственному велению сердца. Нет никаких признаков агрессивного евангелизма.

6.Если пациент выказывает готовность двигаться дальше, ему предлагается сделать ряд вещей, которые являются абсолютно правильными с психологической, моральной и религиозной точек зрения, независимо от конфессии:

а. Произвести моральную оценку собственной личности и честно обсудить ее результаты с компетентным человеком, которому он доверяет.

б. Попытаться наладить личные отношения с окружающими, по возможности исправив то зло, которое он мог причинить им в прошлом.

в. Ежедневно, а если надо, то и ежечасно препоручать себя заботам и наставлениям Господа, прося Его даровать твердость.

г. По возможности, еженедельно посещать собрания членов товарищества и активно помогать новичкам.

Такова вкратце процедура лечения. Манера ее представления может существенно меняться в зависимости от особенностей индивидуального подхода, но ее основные элементы всегда практически одинаковы. Когда этот способ предлагается бывшим алкоголиком, он действует с необычайной силой. Для того чтобы полностью оценить его возможности, надо видеть его в действии и знать состояние этих пациентов до и после произошедших с ними перемен.

Учитывая наличие религиозного фактора, можно ожидать присутствия нездоровой эмоциональности и предубеждений. Однако в действительности дело обстоит совсем не так; напротив, существует моментальная готовность отказаться от старых методов ради новых, которые дают гораздо лучшие результаты. Так, например, довольно рано удалось выяснить, что наименее эффективным является подход к алкоголику непосредственно через его семью или друзей, особенно если пациент в данное время сильно пьет. Поэтому бывшие алкоголики часто настаивают, чтобы пациентом сначала занялся врач и поместил его в больницу, если это возможно. Без госпитализации и правильной медицинской помощи пациенту может угрожать наступление белой горячки, отек мозга или другие осложнения. После нескольких дней воздержания от алкоголя, в течение которых пациент пройдет полную детоксикацию, врач поставит перед ним вопрос о полном и постоянном отказе от употребления алкоголя, и если пациент проявит заинтересованность, тактично познакомит его с членом группы бывших алкоголиков. К этому времени пациент уже в состоянии владеть собой, может мыслить логически, и к нему можно попытаться ненавязчиво применить вышеуказанный подход, не прибегая к помощи членов семьи или друзей. Таким образом были вылечены более половины членов этого товарищества. Члены группы единодушно считают, что в большинстве случаев госпитализация является желательной и даже необходимой. 

Что же произошло с этими мужчинами и женщинами? В течение многих лет врачи практикуют методы, в какой-то степени напоминающие описанный выше. Их старания направлены на то, чтобы вызвать пациента на доверительный разговор, способствующий объективному самоанализу. Указывается на то, что он должен суметь приспособиться к окружающему. Необходимо его доверие и сотрудничество. Цель состоит в том, чтобы заставить пациента «раскрыться» и найти кого-то, кому он мог бы поведать о своем безвыходном положении.

В большинстве случаев группа, состоящая из алкоголиков, добивается этих же целей, так как их простые, но действенные средства, очевидно, действуют эффективнее других методов лечения по следующим причинам:

  1. Благодаря наличию у них собственного алкогольного опыта и успешного избавления от алкогольной зависимости они пользуются большим доверием у пациентов.
  2. Благодаря этому изначальному доверию и сходному опыту, а так  же тому, что разговор идет на моральные и религиозные темы, пациент рассказывает о себе очень подробно и дает себе честную оценку. Он перестает быть одиноким и находит рядом с собой товарищей, с которыми может обсуждать свои проблемы по мере их возникновения.
  1. Благодаря существованию братства бывших алкоголиков наш пациент также может спасти других алкоголиков от саморазрушения. Пациент одновременно приобретает идеал, любимое занятие, требующее, впрочем, напряженных усилий, а также социальную жизнь в кругу других бывших алкоголиков и членов их семей. Это очень мощные факторы, помогающие пациенту полностью раскрыться.
  1. Поскольку вокруг много объектов доверия для пациента, он может обращаться к отдельным людям, изначально вызвавшим его доверие, к группе бывших алкоголиков в целом или же к Богу. Необходимо отметить, что религиозный фактор с самого начала имеет наиважнейшее значение. Новичкам не удается сохранять трезвость, когда они пытаются следовать этой программе, но не обращаются к Богу, или, по крайней мере, к Силе более могущественной, чем они сами и группа вместе взятая.

Все части книги можно читать по ссылке:

https://aa-online.ru/kniga-aa-vzrosleet/