Брошюра АА "Вопросы и ответы о наставничестве"
Что наставник должен предпринять в случае “срыва”?
В работе с новичком более всего расхолаживают случаи, когда новичок после некоторого периода трезвости “срывается” и начинает пить снова. Это деликатная и трудная ситуация как для наставника, так и для новичка. Наставник может посчитать новичка неблагодарным или даже совсем отказаться от опеки над ним. Здесь мы, наставники, должны тщательно проанализировать нашу собственную позицию, стараясь найти нечто среднее между резкой критикой, которая только усилит чувство раскаяния и сентиментальным сочувствием, которое вызовет прилив жалости к себе.
Новичок, конечно же, может быть ещё в большей степени разочарован и озадачен и, возможно, ощутит, что ему чрезвычайно трудно вернуться к наставнику и в группу АА для того, чтобы начать все с начала. (По этой причине многие наставники считают важным в таком случае взять инициативу в свои руки и позвать новичка.) Чтобы это возвращение в самом деле стало новым началом, возможно, будет разумнее при этом избежать “посмертных диагнозов” о причинах срыва. Вместо того наставник может помочь новичку обрести понимание простоты Первого Шага и первостепенной важности, придаваемой умению удержаться от первой рюмки всего лишь в течении нынешнего дня.
Позднее новичок, возможно, захочет разобраться в том образе мышления, который, наверно, привел его к срыву, чтобы избежать повторения. Здесь роль наставника целиком зависит от его индивидуальных качеств и индивидуальных качеств новичка. Если наставник заметил признаки грозящей опасности, то один новичок может сказать: “Ты ж мог меня предупредить!”, а другой может резко отреагировать на то, что за ним ведётся “наблюдение”.
При практическом рассмотрении, срыв может помочь приобрести полезный опыт как подопечному, так и наставнику. Наставник после этого может глубже ощутить смирение, этот случай может служить ему напоминанием, что один человек не может привести другого к трезвости, и что в Двенадцатом Шаге говорится: “… мы старались донести смысл наших идей … “.
В основном, большинство хороших наставников подчеркивает при разговорах с возвращающимися новичками, что те, кто сорвался, все равно будут приветливо встречены в АА. Успешная деятельность наставника в большей степени зависит от понимания и любви, которыми наставник и группа окружают новичка, у которого могут быть один или несколько срывов, несмотря на искренние усилия выполнять программу.
Другие ответы
Смотреть ответы на все вопросы о наставничестве из брошюры