Двенадцать рекомендуемых пунктов Традиций АА (апрель 1946 г.)
Никто не изобретал Содружество Анонимных Алкоголиков – оно выросло само. Путь проб и ошибок породил богатый опыт. Мало-помалу мы усваивали эти уроки и принимали их
сначала как линию поведения, а затем – как Традицию. Процесс еще идет, и, мы надеемся, не прекратится никогда. Если бы мы вдруг слишком закостенели, буква могла бы уничтожить
дух. Мы могли бы сами себя загнать в ловушку узких правил и запретов, вообразив, что все уже решено раз и навсегда. Возможно, мы бы даже начали предлагать алкоголикам принять наши жесткие ограничения или же уйти. Дай Бог, чтобы такого не случилось, и мы никогда не подавляли
прогресс!
Тем не менее, уроки нашего опыта очень-очень многочисленны, как все мы уже убедились. Первым письменным свидетельством опыта АА стала книга «Анонимные Алкоголики».
Она посвящена нашей первейшей проблеме – освобождению от алкогольной зависимости. В ней приводятся личные истории пьянства и выздоровления различных людей, а также изложены те священные древние принципы, которые подарили нам чудесное возрождение. После издания книги в 1939 году число членов АА выросло с сотни человек до двадцати четырех тысяч. Прошло уже семь лет, семь лет обширного опыта в направлении следующего грандиозного начинания АА – решения проблемы нашей совместной работы и жизнедеятельности.
Сегодня это основной предмет беспокойства для нас. Будущее Содружества будет в безопасности только в том случае, если нам удастся найти решение и придерживаться его впредь.
Поскольку собственная беда больше нас не сковывает, нашей самой насущной заботой должно стать будущее Анонимных Алкоголиков: как поддерживать среди нас такое мощное единство, чтобы ни слабость отдельных людей, ни напряжение и распри этого неспокойного времени не навредили общему делу? Мы знаем, что Содружество должно существовать и дальше – иначе, за редким исключением, мы и наши собратья по несчастью во всем мире обязательно возобновим безнадежное путешествие в небытие.
Почти любой член АА мог бы перечислить проблемы наших групп. Они связаны, главным образом, с нашими взаимоотношениями – как друг с другом, так и с внешним миром. Они затрагивают связь каждого из нас со своей группой, связь группы с Содружеством в целом, а также место Л А в современном обществе – этом бушующем море, где человек вынужден искать себе тихую гавань или потерпеть крушение. Остро стоит и вопрос об основной структуре АА и нашем подходе к всегда насущным проблемам – лидерства, денег и власти. Будущее может сильно зависеть от того, что мы думаем и как поступаем касательно спорных вещей, как смотрим на свои отношения с общественностью. Несомненно, вся судьба А А будет опираться на то, что мы сейчас
решим по этим опасным проблемам!
Мы подходим к сути нашего разговора. Итак: достаточно ли у нас теперь опыта, чтобы сформулировать четкие установки по этим насущнейшим вопросам? Можем ли мы
назвать основные принципы, могущие вырасти в жизненно важные Традиции, которые будут жить в сердце каждого члена АА благодаря его собственной глубокой убежденности и общему согласию его товарищей? Вот в чем вопрос! Возможно, полных решений для всех своих затруднений мы не
найдем никогда, но я уверен: по крайней мере, мы достигли токи, откуда можем разглядеть общие очертания Традиций, которые, если Бог даст, станут эффективной защитой от разрушительного
влияния времени и обстоятельств.
Действуя по упорному настоянию моих старых друзей по АА, а также исходя из убеждения, что общее согласие среди нас стало возможным, я осмелюсь озвучить предложения по формулировке Традиции о взаимоотношениях Анонимных Алкоголиков – «Двенадцать пунктов для обеспечения нашего будущего»:
Опыт АА говорит нам, что:
1. Каждый член Содружества Анонимных Алкоголиков – лишь часть огромного целого. АА должно продолжать жить, иначе большинство из нас неминуемо погибнет. Поэтому на первом месте стоит наше общее благополучие; однако сразу после него идет благополучие индивидуальное.
2. В делах наших групп есть лишь один высший авторитет – любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании.
3. Нам следует принимать всех страдающих алкоголизмом. Поэтому мы не можем отказывать никому из тех, кто желает излечиться. Членство в АА никогда не должно связываться с денежными соображениями или с умением приспосабливаться. Любые два-три алкоголика, собравшиеся вместе с целью поддержания трезвости, могут называть себя группой АА.
4. В том, что касается ее собственных дел, каждая группа АА не несет ответственности ни перед кем, кроме своей совести. Но когда ее планы затрагивают интересы других групп, с ними необходимо советоваться. Ни одной группе, региональному комитету или отдельному
члену АА никогда не следует предпринимать какие-либо действия, могущие сильно повлиять на АА в целом, не посоветовавшись с попечителями Фонда АА [теперешнего Совета по общему обслуживанию]. В таких вопросах наше общее благо важнее всего.
5. Каждая группа Анонимных Алкоголиков должна быть духовным объединением, имеющим лишь одну главную цель – нести наши идеи тем алкоголикам, которые все еще страдают.
6. Проблемы, связанные с деньгами, собственностью и властью, легко могут отвлечь нас от нашей основной духовной цели. Поэтому мы полагаем, что любая собственность, имеющая значительную стоимость и действительно полезная для АА, должна принадлежать какой-либо посторонней
компании и управляться самостоятельно; тем самым мы отделяем материальное от духовного. Группа АА как таковая никогда не должна заниматься предпринимательством. Такие вспомогательные для АА учреждения, как клубы и больницы, предполагающие владение
обширной собственностью и участие в администрировании, должны быть отделены от АА настолько, чтобы при необходимости группы АА могли свободно от них отстраниться. Управлять ими должны исключительно те люди, которые их финансируют – будь то члены АА или
же нет. В наших клубах предпочтительнее руководители,принадлежащие к АА. Однако больницы и другие места, где алкоголику помогают восстановить здоровье, должны функционировать независимо от АА и управляться медиками.Группа АА может сотрудничать с кем угодно, но
при этом не должна связывать себя ни с кем.
7. Группы АА должны существовать исключительно на добровольные пожертвования своих членов. Мы полагаем, что каждой группе следует быстрее достичь этого идеала; что любые общественные кампании по сбору денежных средств с использованием имени АА крайне опасны; что в большинстве случаев неразумно принимать от кого-либо крупные подарки или пожертвования, предполагающие какие-либо обязательства. Кроме того, мы с большой тревогой наблюдаем за группами, которые продолжают накапливать средства сверх разумного резерва без какой-либо конкретной пользы для АА. Наш опыт неоднократно предостерегал: вернее всего наше духовное наследие могут разрушить бесплодные споры из-за собственности, денег и власти.
8. Сообщество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением. Под профессионализмом мы подразумеваем консультирование алкоголиков за плату. Но мы можем нанимать алкоголиков для выполнения работ, для которых в ином случае пришлось бы задействовать не алкоголиков. Такие специальные услуги вполне могут оплачиваться.
Однако наша личная работа по Двенадцатому Шагу никогда не должна быть оплачиваемой.
9. Каждая группа АА нуждается в как можно более простой организационной структуре. Обычно предпочтительнее, чтобы люди на руководящих должностях сменялись по очереди. Маленькая группа может выбрать себе секретаря, большая группа – свой комитет с меняющимся составом, а группы крупной метрополии – собственный центральный комитет, который часто нанимает секретаря на полную ставку. Попечители Фонда АА – по сути, наш комитет по общему обслуживанию. Они – хранители наших Традиций; они получают добровольные пожертвования
членов АА, на которые содержат главный Штаб АА и нашего генерального секретаря в Нью-Йорке.
Группы поручили им заниматься нашими глобальными связями с общественностью; они также обеспечивают успешное функционирование нашего главного печатного издания – журнала «Грейпвайн». Все эти наши представители должны руководствоваться духом служения, ибо
истинные лидеры в АА – всего лишь облеченные доверием опытные люди, служащие всему Содружеству. Их должности не дают им настоящей власти. Общее уважение – вот залог их полезности.
10. Ни одна группа или член АА не должны высказываться по спорным вопросам, не связанным с деятельностью АА – в частности, касательно политики, антиалкогольных реформ, различных религиозных направлений – так, чтобы подразумевалось отношение к ним АА. Группы Анонимных Алкоголиков никому не противостоят. По подобным вопросам они вообще не могут
выражать каких бы то ни было мнений.
11. Наши отношения с внешним миром должны отличаться скромностью и анонимностью. Мы считаем, что АА следует избегать сенсационной рекламы. В контактах с общественностью нам следует руководствоваться принципом привлекательности, а не пропаганды. Нам нет нужды хвалить самих себя. Мы полагаем, что лучше предоставить нашим друзьям рекомендовать нас другим.
12. И последнее: мы, Содружество Анонимных Алкоголиков, верим, что принцип анонимности имеет огромное духовное значение. Он напоминает нам, что нужно ставить принципы выше личностей и что мы должны практиковать подлинное смирение. Это необходимо для того, чтобы дарованные нам великие блага никогда нас не испортили и чтобы мы постоянно с благодарностью
размышляли о Том, кто ведет всех нас.
Хочу подчеркнуть: хоть эти принципы и изложены в утвердительной форме, это всего лишь предложения на будущее. Мы, Анонимные Алкоголики, никогда не выказывали энтузиазма по отношению к каким-либо проявлениям личной власти. Может, и хорошо, что так. Поэтому я предлагаю вам эти рекомендации не как авторитетные заявления одного человека или как некие догмы, а, скорее, как первую попытку нарисовать тот общий идеал, к которому нас уверенно ведет
Высшая Сила на протяжении прошедших десяти лет.
Р.S. Чтобы поспособствовать свободному обсуждению, в будущих статьях я собираюсь подробно рассмотреть Двенадцать Пунктов Традиций.