Лоза Истинная. (044) Опыт Преодоления Зависимости.
Бесплатная Помощь
Лоза Истинная. (044)

Лоза Истинная. (044)

Лоза Истинная. Опыт Преодоления Зависимости (044)

Игумен Иона (Займовский)

#ЛозаИстинная , #АнонимныеАлкоголики

( Наши рубрики Мнения и Другая Литература о выздоровлении )

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР БОРИСОВ: 

Негативное отношение к движению АА сложилось, может быть потому, что только недавно появилась возможность активного участия в этих социальных программах. Мы не имеем достаточного опыта и находимся на стадии формирования отношения к этому движению. Я думаю, через несколько лет оно будет правильное, адекватное. 

Мы знаем слова Христа, что древо познается по плодам. «Если плоды хорошие, то и древо хорошее» (см.: Мф. 7 ,17 -20; Лк. 6,43-44). Например, если человек рассказывает, каким он был жутким до того, как попал в группу АА, и каким он стал, и об этом свидетельствуют многие люди (жена, члены семьи и друзья), то почему я должен этому не верить? 

Апостол Павел говорит: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (Фес. 5, 21). 

Здесь нет ни аморального поступка, ни колдовства. Люди собираются, делятся друг с другом своей бедой. Порой человеку важно поделиться своим несчастьем. Собираются, чтобы увидеть, что каждый из них не один такой падший, что таких людей много, что эта общая проблема и необходимо помогать друг другу. 

 

ПРОТОИЕРЕЙ ЕВГЕНИЙ ГЕНИНГ: 

Отрицание происходит от отсутствия необходимой информации. Священники часто не имеют ни возможности, ни времени, а иногда и желания, серьезно ознакомиться с тем, что такое движение АА и АН. Ну, хотя бы узнать, против чего они выступают. 

Мне кажется, это просто необходимо. А кроме того, можно встретить изначально предвзятое отношение, некую запрограммированность – против. 

Вероятно, в Церкви есть авторитетные люди с негативным отношением к этой проблеме, а остальные, к сожалению, просто повторяют их мнение. 

 

БОРИС БРАТУСЬ, ЗАВ. КАФЕДРОЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ МГУ: 

Я думаю, это разделение связано с профессиональным пониманием проблемы. Священник не может, естественно, разбираться во всем. 

Я знаю случай, когда человеку, больному шизофренией, священник говорил: «Ну, ты главное молись, постись, причащайся и все». А у него страшная болезнь. 

Обвинять священника нельзя: чтобы увидеть болезнь, надо быть профессиональным врачом. Точно так же и здесь. Надо понимать, что такое алкоголизм. Что это очень сложная болезнь, что человек может дойти до полной деградации. 

Итак, во-первых, это незнание самой природы болезни. 

Во-вторых, часто, блюдя чистоту веры, священник переносит эту благую ревность на больного несчастного человека. 

Это примерно то же самое, что задать вопрос: «Можно ли человеку давать наркотики»? Да, можно, если у него тяжелые боли и другими способами мы не можем их снять. И поэтому вопрос о том, применять ли какую-то методику, если она неточно соответствует каким-то канонам, не должен решаться умозрительно. 

Есть некий конкретный человек, которого надо поднять. Даже в сказках говорится: «Ты меня сначала напои, накорми, в баньке выпари, а потом…». Здесь речь идет о жизни и смерти человека. 

Поэтому я думаю, что Церковь может что-то принимать, что-то отвергать в этой методике, но отворачиваться от нее нельзя, потому что это методика апеллирует к самосознанию человека. 

 

– Катя, давайте с вами разберем те моменты Программы, которые смущают некоторых священников. 

Во-первых, это то, что она пришла к нам из Америки, да к тому же из протестантской среды. 

Во-вторых, очень смущает выражение: «Высшая Сила – Бог, как каждый Его понимает; Сила, более могущественная, чем мы». 

Это наиболее значительный момент, камень преткновения для многих священников и вообще верующих людей. 

«Сейчас скажу серьезные вещи. Вы – девушка начитанная, надеюсь, поймете». 

Догматика – самый сложный, и в то же время самый важный аспект вероисповедания. Это его основа. 

Как правило, критика Двенадцатишаговой Программы – это критика формулировок. В истории Церкви много случаев, когда за слово христиане принимали мученическую смерть. Во всех догматических дискуссиях отстаивалось именно содержание, а не форма исследуемых богословских текстов. 

Такова, например, история знаменитых христологических споров IV—VII веков, когда формулировался догмат о соединении Божества и человечества в Господе нашем Иисусе Христе и требовалось точное уяснение содержания определенных терминов Святой Церковью. 

Итак, чтобы критиковать какую-либо систему, в том числе Двенадцатишаговую Программу, похоже, следует идти тем же путем: поднимать соответствующие тексты, где эта система расписана во всех подробностях. Человек, познакомившийся с содержанием шагов, увидит, что речь в них идет о стремлении к Единому Богу, что Он – Личный Бог; что возможно покаяние пред Ним. 

То есть, что за широкой формулировкой там стоит конкретное понятие Бога.