Лоза Истинная. (046) Опыт Преодоления Зависимости.
Бесплатная Помощь
Лоза Истинная. (046)

Лоза Истинная. (046)

Лоза Истинная. Опыт Преодоления Зависимости (046)

Игумен Иона (Займовский)

#ЛозаИстинная , #АнонимныеАлкоголики

( Наши рубрики Мнения и Другая Литература о выздоровлении )

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ

ВОПРОС: ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ФОРМУЛИРОВКЕ «ВЫСШАЯ СИЛА»? 

 

ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН ЖОХОВ: 

В нашей общине трезвости в Ромашково есть несколько человек, которые раньше ходили в группы АА. Когда они там стали задавать вопросы на духовные темы, им ответили: идите в церковь. Так они пришли в храм. 

Для меня это пример того, как, обретя начатки трезвости, человек приходит к Богу. 

Но я могу понять и тех, кого эта формулировка смущает. Меня она тоже смущала, поскольку мнения авторитетных для себя людей я принимал на веру. А когда, по необходимости, мне пришлось глубже разобраться в проблеме, то увидел, что мнения искренне уважаемых мною людей не всегда были основаны на опыте, а тоже на чьих-то мнениях. 

Я ни разу не встретил конструктивного объяснения того, чем же духовно вредна формулировка о Боге «насколько мы Его понимаем». Разве степень понимания Бога у всех православных христиан одинакова? Если да, то зачем нужны духовные школы? 

Есть ученики-семинаристы и есть учителя – доктора богословия… Неприятие не вполне конкретного определения Бога у АА, в частности православными священниками, связано с опасениями сектантства, экуменизма, антиправославности. 

Это возвышение АА до уровня религиозного движения ничем, кроме страхов, не обосновывается. Раздражающее многих, всегда прилагаемое у АА к упоминанию о Боге придаточное предложение «насколько мы его понимаем» возникло из практики. 

Критики предполагают, что сделано это в прагматических целях, дабы вовлечь в движение максимальное количество алкоголиков. Спросить не у кого, поскольку основатели Движения умерли. 

Однако если бы Боб и Билл не изобрели и не ввели в обиход такую формулировку, то исключило бы это суждения о программе как экуменической, сектантской и т.д.? Очевидно, что нет и даже наоборот. 

Мотив у Боба и Билла, конечно, был, но в книгах АА он не отражен. Не без оснований можно предположить, что «прагматический» элемент выражался в том, что воспитание нравственного сознания невозможно без элементарной проповеди бытия Бога. 

С другой стороны непрофессионалы и нетеологи рискуют впасть в сектантские «измышлизмы» о Боге, поэтому следует ограничить порывы благовествовать о том, в чем не разбираешься. Поэтому, с учетом очевидной скудости богословских знаний в группе и исходных невысоких способностей ее членов к восприятию богословских истин, лучшей формулировки для непрофессионалов «насколько мы Его понимали» трудно подыскать. 

Христианам Бог открывается во Христе, но можно ли сказать про тех из них, которые собираются на христианские группы трезвости, или про тех, кто приходит на службы, что они все одинаково точно поняли Истинного Бога? Спросите на улице у прохожего, который убежден, что он православный, в какого Бога он верит? Ответа можно и не дождаться. 

У многих считающих себя православными Бог все еще «в душе». Для тех, кто только идет к Богу, существует вышеупомянутая формулировка, которая может стать шагом к настоящей вере.