Лоза Истинная. Опыт Преодоления Зависимости (072)
Игумен Иона (Займовский)
#ЛозаИстинная , #АнонимныеАлкоголики
( Наши рубрики Мнения и Другая Литература о выздоровлении )
ПРИЛОЖЕНИЕ I
МЕТАНОЙЯ СВЯЩЕННИКА
То особое значение континуума (окружения) и понятия «значимые другие лица», которое Юрий Валентик считал главным в работе с зависимыми, не давало мне покоя.
Это беспокойство привело к поиску ответов на вопрос о роли «значимых других лиц» (группа!), с которыми общается алкоголик, в формировании и преодолении зависимости.
Оказалось, что алкогольный опыт существует и транслируется в алкогольных группах.
Изучая эту тему, я вдруг понял, почему в АА такое большое значение отводят группе. Для меня это было настоящее открытие!
Я увидел, что исследователи алкогольной зависимости говорят о том, что алкоголизм – это групповая болезнь, что он начинает развиваться в группах.
Например, подросток никогда не будет пить один, он будет искать себе компанию. Но если алкоголизм начинается в группах, значит, и противостоять ему можно только в группе.
И если вспомнить, как развивалось движение трезвости и в России и в мире, то мы увидим, что от больших общин трезвости оно постепенно стало переходить к малым группам.
В чем смысл такой динамики? Только в малой группе возможен диалог, личное общение, а значит, и возможность услышать и понять человека.
В группах из сорока человек диалог уже нереален, там возможна только лекция или проповедь. Основатели Движения АА пришли к этой идее интуитивно. Малая группа в программе АА – первооснова, действительно «высшая сила», даже без религиозных коннотаций, в том смысле, что духовный потенциал у группы больше, чем у одного человека.
Духовность, однако, не аморфная величина, она – вектор, поскольку действительно сила!
В 17-м псалме сказано: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися».
Очевидно, что с трезвым – трезв будеши. Главное, войти в группу трезвенников, удержаться в ней и дальше определяться с мировоззрением, сообразуя вектор своей слабой духовности с групповыми требованиями.
В АА работа по 12 шагам – это лестница, дающая для этого все возможности. Понятно, что все группы (и наши группы трезвости, и группы АА зарубежные) несовершенны в том отношении, что неизбежны групповые предубеждения, препятствующие открытости групп. Это относится как к вхождению в группу, так и к выходу из нее.
С моей точки зрения, классическая программа «12 шагов» и ее христианизированные варианты являются наиболее открытыми, поскольку содержат в себе адекватный возможностям группы нравственно-воспитательный компонент.
Все группы трезвости только находятся на пути к тому, чтобы человек получил некую первичную степень нравственного самообладания по отношению к «лести чреву и плотскому веселию», как называл пьянство прав. Иоанн Кронштадтский.
Полностью этому научиться можно только в Церкви.
КОТОРАЯ ТОЖЕ В КАКОМ-ТО СМЫСЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГРУППОЙ…
Внутренний принцип церковного собрания более определенный — «где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я среди них». Этот принцип – основа соборности.
Не все, но некоторые типы групп трезвости могут быть ступенькой или движением к соборности. Проблема в том, что мы пока мало знаем социологию малых групп, неспособны это эмпирическое знание и, в частности, принципы программы АА сопоставить с теоретическим святоотеческим наследием, которое мы тоже недостаточно знаем.
Чужое – значит, не наше. Зачем нам духовный опыт каких-то анонимных алкоголиков, если у нас есть свой, святоотеческий опыт! Но что мы из этого опыта усвоили? А вот они усваивают.