Лоза Истинная. (072) Опыт Преодоления Зависимости.
Бесплатная Помощь
Лоза Истинная. (072)

Лоза Истинная. (072)

Лоза Истинная. Опыт Преодоления Зависимости (072)

Игумен Иона (Займовский)

#ЛозаИстинная , #АнонимныеАлкоголики

( Наши рубрики Мнения и Другая Литература о выздоровлении )

ПРИЛОЖЕНИЕ I

МЕТАНОЙЯ СВЯЩЕННИКА 

 

То особое значение континуума (окружения) и понятия «значимые другие лица», которое Юрий Валентик считал главным в работе с зависимыми, не давало мне покоя. 

Это беспокойство привело к поиску ответов на вопрос о роли «значимых других лиц» (группа!), с которыми общается алкоголик, в формировании и преодолении зависимости. 

Оказалось, что алкогольный опыт существует и транслируется в алкогольных группах. 

Изучая эту тему, я вдруг понял, почему в АА такое большое значение отводят группе. Для меня это было настоящее открытие! 

Я увидел, что исследователи алкогольной зависимости говорят о том, что алкоголизм – это групповая болезнь, что он начинает развиваться в группах. 

Например, подросток никогда не будет пить один, он будет искать себе компанию. Но если алкоголизм начинается в группах, значит, и противостоять ему можно только в группе.

И если вспомнить, как развивалось движение трезвости и в России и в мире, то мы увидим, что от больших общин трезвости оно постепенно стало переходить к малым группам. 

В чем смысл такой динамики? Только в малой группе возможен диалог, личное общение, а значит, и возможность услышать и понять человека. 

В группах из сорока человек диалог уже нереален, там возможна только лекция или проповедь. Основатели Движения АА пришли к этой идее интуитивно. Малая группа в программе АА – первооснова, действительно «высшая сила», даже без религиозных коннотаций, в том смысле, что духовный потенциал у группы больше, чем у одного человека. 

Духовность, однако, не аморфная величина, она – вектор, поскольку действительно сила! 

В 17-м псалме сказано: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися».

 Очевидно, что с трезвым – трезв будеши. Главное, войти в группу трезвенников, удержаться в ней и дальше определяться с мировоззрением, сообразуя вектор своей слабой духовности с групповыми требованиями. 

В АА работа по 12 шагам – это лестница, дающая для этого все возможности. Понятно, что все группы (и наши группы трезвости, и группы АА зарубежные) несовершенны в том отношении, что неизбежны групповые предубеждения, препятствующие открытости групп. Это относится как к вхождению в группу, так и к выходу из нее. 

С моей точки зрения, классическая программа «12 шагов» и ее христианизированные варианты являются наиболее открытыми, поскольку содержат в себе адекватный возможностям группы нравственно-воспитательный компонент. 

Все группы трезвости только находятся на пути к тому, чтобы человек получил некую первичную степень нравственного самообладания по отношению к «лести чреву и плотскому веселию», как называл пьянство прав. Иоанн Кронштадтский. 

Полностью этому научиться можно только в Церкви. 

 

КОТОРАЯ ТОЖЕ В КАКОМ-ТО СМЫСЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГРУППОЙ… 

 

Внутренний принцип церковного собрания более определенный — «где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я среди них». Этот принцип – основа соборности. 

Не все, но некоторые типы групп трезвости могут быть ступенькой или движением к соборности. Проблема в том, что мы пока мало знаем социологию малых групп, неспособны это эмпирическое знание и, в частности, принципы программы АА сопоставить с теоретическим святоотеческим наследием, которое мы тоже недостаточно знаем. 

Чужое – значит, не наше. Зачем нам духовный опыт каких-то анонимных алкоголиков, если у нас есть свой, святоотеческий опыт! Но что мы из этого опыта усвоили? А вот они усваивают.