Психолог о болезни, лечении и выздоровлении (В.В. Барцалкина, кандидат психологических наук)
Бесплатная Помощь
Психолог о болезни, лечении и выздоровлении (В.В. Барцалкина, кандидат психологических наук)

Психолог о болезни, лечении и выздоровлении (В.В. Барцалкина, кандидат психологических наук)

АЛКОГОЛИКИ О СЕБЕ

Сборник биографических рассказов выздоравливающих алкоголиков и статей специалистов

#АлкоголикиОСебе

СПЕЦИАЛИСТЫ О ПРОБЛЕМЕ АЛКОГОЛИЗМА

Психолог о болезни, лечении и выздоровлении В. В. БАРЦАЛКИНА, кандидат психологических наук.

Мне, как психологу, посчастливилось стать свидетелем и действующим лицом нарождающегося у нас в стране процесса освобождения массового и профессионального сознания людей от предрассудков, иллюзий и мифов в понимании серьёзнейшей проблемы, ставшей для большинства одиозной и вместе с тем не теряющей своей страшной актуальности. Эта проблема – хронический алкоголизм. Главные страдающие лица – алкоголик и члены его семьи – взрослые и дети.

Не секрет, что до сих пор люди привыкли считать, что алкоголизм и пьянство – понятия равнозначные и обозначают, в основном, человеческую распущенность. На самом деле, это далеко не так. Да, к пьяницам, чье поведение зачастую зависит от “неумения” пить, потери чувства меры в угоду питейным традициям, уговорам и т. д., можно отнести такое определение, как распущенность, потому что пьяница может пить, а может и не пить. Т. е. для него этот процесс является управляемым. В этом случае можно сказать, что это проблема общей культуры человека и его “питейной” культуры, в частности.

Алкоголизм же – это тяжелая, прогрессирующая, хроническая болезнь, которая по тяжести протекания и по трудности лечения приравнивается сейчас Всемирной организацией здравоохранения к онкологическим заболеваниям. Для алкоголика, в отличие от пьяницы, не существует выбора “пить или не пить”. Болезнь, характеризующаяся глубоким нарушением обмена веществ и патологической зависимостью от алкоголя, которая формируется и на физиологическом, и на психологическом уровнях, диктует алкоголику только одно поведение – пить. Поэтому для алкоголика, в отличие от пьяницы, распущенность является симптомом, а не причиной заболевания. Это очень существенное отличие, игнорирование которого может приводить к ложным подходам в лечении и профилактике алкоголизма. Рассматривая алкоголика как аморального, падшего человека, выбирают, как правило, и соответствующие методы воздействия на него, среди которых наиболее распространенными до сих пор остаются методы, психологически основанные на страхе. К тактике запугивания прибегают повсеместно, начиная с антиалкогольной пропаганды и кончая различными клиническими методами лечения (эспераль, Торпедо, кодирование и т. д.). Нетрудно представить, что происходит в таких ситуациях. С одной стороны, алкоголик под страхом смерти в ряде случаев действительно прекращает употребление спиртных напитков, с другой стороны, он попадает в психологическую зависимость от собственного страха, который с этого момента неотступно начинает сопровождать его жизнь. Этот страх может добавляться к уже имеющемуся страху потерять семью, работу, друзей и т. д., если произойдет срыв. Кроме того, больной попадает в зависимость от непрерывно подавляемого желания пить, что держит его в состоянии сильного стресса. Эта постоянная борьба с самим собой отнимает львиную долю его психической энергии, которую он мог бы потратить на полноценную творческую жизнь и самосовершенствование, а нередко приводит и к возникновению вторичного заболевания – неврозу страха.

Качество такой “жизни” хорошо иллюстрируют ответы самих алоголиков, испытавших на себе традиционные методы лечения. На вопрос “Как жизнь?” они, как правило, отвечают: “Пока держусь”.

В этом и заключается уязвимое место описанных методов – на страхе долго не продержишься. (Это подтверждается и нашей официальной, более, чем скромной, статистикой излечения и многочисленными конкретными историями „срывов”, когда болезнь побеждала даже страх).

Страх человека, страдающего алкоголизмом, формируется под влиянием еще одной очень существенной причины. Она заложена в общественном сознании и характеризуется глубокими ошибками в понимании алкоголизма и в отношении к алкоголику. На протяжении долгого времени, под влиянием господствовавшей у нас идеологии, в средствах массовой информации многочисленные факты о вреде алкоголя для организма и физиологических последствиях его употребления – будущих болезнях и преж­девременной смерти – подбирались таким образом, чтобы про­извести как можно более сильное отрицательное впечатление. При этом использовались как можно более отталкивающие примеры из жизни людей, которые деградировали под влиянием этого недуга. В ответ на такие рассказы и “показы” у обывателя, как правило, возникала специфическая реакция: его вниманию и обсуждению (а затем – и осуждению!) предлагалось не само явление алкоголизма как таковое, а неблаговидное поведение или преступные действия конкретного человека – алкоголика. Происходила, таким образом, подмена предмета обсуждения, а в результате формировалось представление, что алкоголизм – это распущенность, а алкоголики – это эгоистические аморальные люди, которые не хотят думать ни о чем, кроме собственного удовольствия, получаемого от выпивки, ради которого приносятся в жертву все отношения с окружающими, начиная с семьи и детей.

До сих пор в обществе срабатывает довольно распространенное представление о сущности алкоголизма как результате свободного выбора. Считается, что человек сам, только своим волевым усилием выбирает или не выбирает путь алкоголизма. Поэтому единственное, в чём он нуждается, – это решиться не пить, проявить силу воли. Именно из этой модели алкоголизма исходят и расхожие призывы, обращенные к людям, употребляющим алкоголь: “скажи себе нет!”, “Возьми себя в руки!”, “Найди в себе силы отказаться!”: и т. д. Не пытаясь умалить значения волевых актов в поведении человека, надо всё же признать, что в основе этого представления лежит довольно упрощенное представление как о природе человека, рационально-волевому контролю которого якобы подвластно всё его поведение, так и о природе алкоголизма как болезни. Это и подобные ему представления об алкоголизме и алко­голике вместе с государственной антигуманной принудительной системой лечения, до недавнего времени господствовавшие в нашем обществе, создали мощный психологический барьер на пути алкоголика к лечению и выздоровлению. Диагноза “алкоголизм” многие люди, нуждающиеся в помощи, до сих пор боятся больше, чем смерти, поскольку этот диагноз превратился у нас в социаль­ный “ярлык”, сильно затрудняющий возможность оставаться полноправным членом общества.

Довольно распространено также ложное представление об алкоголизме как болезни чисто “психологической”, а значит, приобретенной (обратимой) (“Я пью так много не оттого, что я алкоголик, а оттого, что у меня существуют глубокие психологи­ческие проблемы”). Довод, безусловно, не очень сильный, т. к. психологические проблемы разной степени глубины существуют у большинства людей, однако, далеко не все делают алкоголь основным средством решения собственных проблем, а затем и образом жизни. В этом скорее видится удобный повод оправдания собственного пьянства или же реальное заблуждение алкоголика, вера в то, что, решив психологические проблемы, он перестанет пить. Подсознательная же причина такой веры – желание осво­бодиться от тяжелого клейма “алкоголика”. (К сожалению, этой верой искусно пользуются с целью наживы появившиеся в насто­ящее время в большом количестве различные “лекари”, обещающие избавление от алкоголизма за один сеанс или несколько дней).

В сегодняшней ситуации, когда общечеловеческие ценности и гуманистические начала получили возможность возрождения в нашей стране, самое время задаться вопросом: “Что можно противопоставить традиционным методам, основанным на страхе и принуждении, как вернуть людям, страдающим патологической зависимостью от алкоголя, радостную трезвую жизнь и надежду на личностное и духовное возрождение? Как уйти от потребительского отношения больного к лечению, сформированного долгими годами принудительного лечения, когда ответственность за болезнь перекладывалась пациентом на специалиста, а сам он оставался пассивной, страдательной стороной? Как поддержать и усилить желание алкоголика лечиться? Как научить его жить трезвым?”

Неоценимую помощь в ответах на эти и подобные им вопросы дают принципы Всемирного Сообщества Анонимных Алоголиков, действующего более, чем в 150 странах мира и объединяющего в настоящее время миллионы людей. Первое сообщество анонимных алкоголиков (АА) появилось в США в 1935 г. и положило начало огромной работе над программой преодоления алкоголизма. В этой программе, получившей впоследствии название “12 шагов”, впервые была предпринята серьезная попытка осмыслить алкоголизм, как болезнь, а выздоровление – в более широком контексте духовного развития человека.

Гениальная догадка творцов этой системы (биржевого маклера и врача, которые сами страдали алкоголизмом), впервые описанная в 1939 г. в книге “Анонимные алкоголики”, ставшей впоследствии настольной книгой для выздоравливающих алкоголиков, получила полное подтверждение в последующие годы в многочисленных научных исследованиях этой проблемы.

Констатируя, что алкоголизм – это наследственное, хроническое, прогрессирующее заболевание, и что у алкоголиков нет другого выбора, кроме как быть одержимым выпивкой, был сделан очень важный в психологическом плане вывод, что алкоголизм – это не вина, а беда человека. Таким образом, с алкоголика был снят “ярлык” аморальности и ложное чувство вины за свою болезнь. Это новое понимание алкоголизма (в отличие от описанного выше традиционного, которое в то время господствовало в Америке) стало ключом к выздоровлению. Оно дало возможность алкоголику, не стесняясь, сказать: “Я – алкоголик” (по аналогии, например, с теми, кто, болея диабетом, гипертонией или артритом, не стесняются в этом сознаться), – и добровольно обратиться за помощью, т. е. были обеспечены психологические предпосылки к лечению.

Новый подход в понимании алкоголизма потребовал и другой логики осмысления того, как может протекать процесс вы­здоровления. Программа “12 шагов” сделала ставку не на медикаментозное лечение, а на систематическую работу с сознанием алкоголика. “12 шагов” – это двенадцать духовных принципов жизни, которые составляют про- грамму выздоровления от алкоголизма. Для работы по этой программе требуется только одно условие – искреннее желание алкоголика бросить пить.

Программа “12 шагов” легла в основу работы обществ АА, добровольно объединяющих мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами с целью помочь себе и другим избавиться от алкоголизма. Основная цель таких обществ – остаться трезвыми и помочь другим алкоголикам обрести здоровый трезвый образ жизни. Та же программа стала основой для организации лечебного процесса в специальных клиниках для алкоголиков и наркоманов во многих странах мира. Несколько лет назад американцы привезли эту программу в Россию, в результате чего сегодня мы имеем уже несколько лечебных центров в разных городах, работающих по программе “12 шагов», и десятки групп АА

Продвижение по “шагам” в процессе реабилитации (возвращения алкоголика к трезвой жизни) – процесс трудоемкий, требующий глубокой внутренней работы пациента над собой и больших душевных затрат. Те, кто работал в программе, говорят: “Какие, оказывается, простые шаги к выздоровлению, но как же трудно их делать!”. Первые три шага – самые важные для понимания программы. Остальные шаги призваны лишь обслуживать их, способствовать их более глубокому осмыслению. Парадоксально, но факт, что в первом шаге алкоголику надо понять и принять, что он болен неизлечимой болезнью, с которой, однако, можно полноценно жить и оставаться трезвым. Для этого необходимо глубоко проанализировать свой прошлый опыт отношений с собственной болезнью, как правило – отрицательный. Попыток остановиться и не пить, дать зарок себе и другим, собрав всю свою силу воли, у всех алкоголиков обычно предостаточно, однако, все они в разное время терпят крах. Действие, как известно, рождает противодействие, и чем сильнее человек борется с болезнью, хочет ее отогнать от себя, забыть ее, тем сильнее болезнь напоминает о себе, атакует и, наконец, опять им завладевает. История борьбы алкоголика с собственной болезнью – это история его поражений. Где выход? Выход только в одном – надо принять свою болезнь как часть своего “Я” и научиться с ней жить по-новому.

Если в больном сознании алкоголика его собственное “Я” слилось, отождествилось за многие годы пьянства с болезнью, то первым шагом на пути к выздоровлению должно стать отделение собственного “Я” от своей болезни. Другими словами, очень важно понять, что болезнь – это только часть моего “Я” как бесконечно богатого целого. После того, как это „разделение” произойдет, необходимо по-новому осмыслить и трансформировать отношение к больной частичке своего “Я”: от борьбы с ней перейти к тому, чтобы все свои психические и духовные силы направить на укрепление и расширение позитивных ресурсов и потенций собственного “Я”. Вот новая философия, которая, расширяя границы познания алкоголика, постепенно начинает вести его по пути выздоровления.

Дальше мы снова подходим к очень ответственному моменту: алкоголик должен не просто признать (на уровне знания овладеть некоторой информацией), но самое главное – принять свое бессилие (на уровне образа жизни, когда знание кладется в основание собственных действий и поступков), чтобы справиться со своим заболеванием – алкоголизмом. На первый взгляд, это снова звучит парадоксально. Кто вообще согласится признать свое полное поражение? Однако, бессилие не означает беспомощности. Можно быть бессильным перед алкоголем, а порой и перед жизнью, т. к. в процессе своего продолжительного многолетнего пьянства алкоголик зачастую остается фактически в одиночестве (физическом или психологическом), разрушаются и рвутся его отношения с окружающим миром: с сослуживцами, друзьями, семьей. На какую помощь можно надеяться в такой ситуации, когда никто, даже ты сам, уже не в состоянии тебе помочь? Вопрос этот заставляет глубже заглянуть в себя и вспомнить, что “не только хлебом единым жив человек”, что человек – это двойственное существо, призванное существовать не только по материальным, но и духовным законам. Дальнейшее движение по шагам ориентирует алкоголика на обращение за помощью к Высшей Силе, как каждый ее понимает. Программа предусматривает широкое понимание духовности, которое выходит за рамки какой-либо конкретной религиозной конфессии. Важно в духовной сфере найти то, что помогает всегда, во всех обстоятельствах жизни. Безусловно, это – Вера, Надежда, Любовь. Путь поиска духовной опоры индивидуален. Программа помогает активизировать поиск своего пути, указывая на нём лишь некоторые вехи. Этому помогает и знакомство с опытом духовного поиска других людей, и обращение к собственному жизненному опыту, который постепенно оживляется в памяти, по-новому осознается и переосмысливается. Такое прямое обращение к духовной сфере постепенно также начинает приносить свои плоды, формирует особое умонастроение и помогает получить новый опыт духовного переживания.

Однако, идя по шагам, алкоголик всё же продолжает оставаться в группе риска, т. к. имеющаяся внутренняя предрасположенность и связанные с ней особенности метаболизма не исчезают. Но в результате целенаправленной работы над собой он получает внутренние психические силы, освобождающие его от фатальной зависимости от этих физиологических факторов. Энергия его теперь направляется на собственное личностное развитие, на смену негативного мышления и отношения к миру и к себе – на позитивное пробуждение, на воспитание собственных чувств (т. к. в период долголетнего активного пьянства эмоциональная сфера алкоголика уплощается), работа с которыми дает возможность алкоголику осуществлять над ним необходимый контроль, чтобы предо­твратить возможный срыв.

Этот процесс работы над собой предполагает также формирование навыка моральной инвентаризации своего прошлого и настоящего жизненного опыта: своих мыслей, желаний, поступков. Значимость такой работы трудно переоценить, т. к. в результате чувство вины алкоголика претерпевает существенное изменение, превращаясь из “могильной плиты”, давящей на него и мешающей его полноценной жизни, в источник развития. Это происходит благодаря тому, что при моральной инвентаризации достигается состояние покаяния и прощения других и себя, ведущее к глубокому катарсису (очищению) всей душевной жизни. Вследствие этого у многих алкоголиков восприятие мира оказывается более полным и свежим, чем у людей, никогда не переживавших подобный душевный опыт, возникает чувство второго рождения, от­крывающее путь для личностного развития. Более того, многие начинают относиться к алкоголизму как к средству, которое помогло им выйти на путь духовного совершенствования. (Здесь невольно возникает ассоциация с библейской притчей о блудном сыне.) Поэтому таких людей принято называть уже не “больными”, а “выздоравливающими алкоголиками”. Это состояние “вы­здоровления” может длиться десятки лет, позволяя алкоголику жить нормальной здоровой жизнью. При условии полного воздержания от алкоголя. Но это условие выполняется им теперь уже не в состоянии стресса, т. к. перестает быть для него острой жизненной проблемой.

В результате последовательной работы по программе алкоголики постепенно включаются в новую практику жизни, коренным образом отличную от прежней. В этом им помогает еще один существенный фактор, который является неотъемлемой частью программы. Помимо психологов и психотерапевтов, в процессе реабилитации принимают участие в качестве консультантов и сами выздоравливающие алкоголики, имеющие стаж трезвости не менее трех лет и личный опыт трезвой жизни. Многолетняя зарубежная практика показала, что напряженная работа одного алкоголика с другим имеет жизненно важное значение для поддержания их трезвости.

Основной и постоянной формой психологической поддержки для всех тех, кто встал на путь трезвости, становятся собрания групп АА (например, в Москве их сейчас насчитывается более двадцати), систематическое посещение которых позволяет выздоравливаю­щим алкоголикам углублять освоение духовных принципов про­граммы «12 шагов», которые, воплощаясь в образ жизни, помога­ют им освобождаться от патологического пристрастия к алкоголю.

Составной частью «12 шагов», намного повышающей ее эффект­ивность, является специальная программа, ориентированная на помощь семье алкоголика. Алкоголизм – это болезнь, которая обладает огромным негативным эмоциональным воздействием на непосредственное семейное окружение алкоголика. Непред­сказуемое, неконтролируемое поведение больного человека держит семью в состоянии постоянно переживаемого стресса: по мере развития алкоголизма родственники всё больше и больше вовле­каются в этот процесс и сами заболевают эмоционально. Те, кто непосредственно заботятся об алкоголике, больше всего страдают от его поведения. Они видят, что алкоголик уже не может удержаться от выпивки, и стараются хоть как-то контролировать ситуацию, притворяются, скрывают от других свое истинное эмоциональное состояние, делают вид, что ничего особенного не происходит. Такое поведение чаще всего бывает продиктовано чувством вины и стыда, за которыми следует возрастание чувства ответственности за всё, что происходит в семье. Такая ноша время от времени становится непосильной и приводит к раздражению, гневу, повышенной тревожности, что разрушительно действует как на самого человека, так и на все отношения в семье, и порождает еще большие проблемы. Поэтому взрослым членам семьи и детям требуется специальная психотерапевтическая помощь в не меньшей мере, чем самому алкоголику.

Идея создания семейных групп родилась примерно в то же время, что и идея создания Сообщества Анонимных Алкоголиков. В годы основания АА, с 1935 по 1941 гг., близкие родственники выздоравливающих алкоголиков осознали, что для решения своих собственных проблем им следует применять те же самые прин­ципы, которые помогли алкоголикам в их процессе выздоровления. В результате родные и близкие членов АА стали собираться и обсуждать свои общие проблемы. Так появились семейные группы АЛ-АНОН. Вслед за ними в 1957 г. был образован АЛАТИН, где подростки из семей алкоголиков получили возможность открыто обсуждать свои проблемы, порожденные острым эмоциональным неблагополучием в этих семьях.

Хочется верить, что положительно зарекомендовавшая себя во всём мире “12-шаговая” практика выздоровления от алкоголизма и других видов зависимостей рано или поздно получит поддержку со стороны государства и в нашей стране, поскольку на сегодняшний день проблема алкоголизма у нас приобрела уже масштаб эпидемии.

(„Мир психологии и психология в мире”, 1994, № 0.)

Все части книги можно читать по ссылке:

https://aa-online.ru/alkogoliki-o-sebe/