Размышления о свободе (о. Евгений, православный священник)
Бесплатная Помощь
Размышления о свободе (о. Евгений, православный священник)

Размышления о свободе (о. Евгений, православный священник)

АЛКОГОЛИКИ О СЕБЕ

Сборник биографических рассказов выздоравливающих алкоголиков и статей специалистов

#АлкоголикиОСебе

СПЕЦИАЛИСТЫ О ПРОБЛЕМЕ АЛКОГОЛИЗМА

Размышления о свободе (о. Евгений, православный священник)

“Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, 

и не подвергайтесь опять игу рабства”.
(Послание к Галатам апостола Павла)

Удивительное существо – человек, можно всю жизнь прожить и не переставать удивляться многообразию человеческого общества. В мире сейчас живут миллиарды людей, еще большее количество жило в прошлом, но за всю историю человечества не существовало хотя бы даже двух одинаковых людей. Всякий человек глубоко индивидуален, каждый из нас проживает свою, неповторимую жизнь, непохожую на другие.

Однако, сознавая это, необходимо заметить, что все мы имеем нечто общее, что-то, дающее каждому из нас право называться Человеком.

Дело в том, что имя или название, которое присваивается явлению, предмету или существу, дается отнюдь не случайно. Имя всегда выражает смысл или содержание того, чему оно при­надлежит. По имени мы узнаем о назначении того или иного предмета. Например, в мире существует огромное множество чайников, которые могут очень сильно отличаться друг от друга, но каков бы ни был чайник, ясно одно – эта вещь предназначена для приготовления чая. С другой стороны, имя выражает наиболее существенную сторону предметов, которые оно объединяет. Поэтому всякому предмету дается название в соответствии с его внутренним смыслом и предназначением в мире.

Все эти рассуждения в равной степени относятся и к человеку. Сколь бы ни были велики различия между людьми, тем не менее все мы носим одно имя, а это значит, что фундаментально все люди стремятся к одному и тому же, к чему-то такому, что будет соответствовать самой основе человеческого существа, т.е. желанию наиболее полно реализовать себя.

Теоретически с такими рассуждениями, вероятно, согласится каждый, но в реальной жизни мы видим, что, попадая в одни и те же ситуации, люди поступают не одинаково. В чем же дело, почему люди, желающие одного и того же, так сильно отличаются друг от друга в своих поступках? Ничего удивительного здесь нет, поскольку, имея одну и ту же цель, можно совершенно по-разному ее достигать.

Приведем некоторые примеры. Наверное, любой человек стремится к добру. Единственная проблема в том, как мы это понимаем. Кто-то считает, что добро состоит в максимальном удовлетворении своих собственных потребностей и всю жизнь тратит на то, чтобы извлекать из нее пользу только для себя.

Есть люди, все время стремящиеся к доброму, но никогда не реализующие это стремление в действии, ибо одно дело желать доброго, а совсем другое –быть добрым. Крайне важно чувствовать разницу между этими, внешне очень похожими состояниями. Очень часто под добром понимают само желание добра. Здесь уместно напомнить поговорку: благими намерениями вымощена дорога в ад.

Совершенно очевидно, что все зависит от того, как мы понимаем ту или иную истину, и уже из этого следуют те или иные действия. Поскольку у людей формируются разные взгляды на одни и те же предметы, создается впечатление, что мы стремимся к разным целям. Если же внимательно посмотреть на изначальные мотивы человеческих поступков, то можно увидеть удивительное сходство людей друг с другом. Огромное количество сил и времени всякий из нас осознанно или неосознанно тратит на то, чтобы быть принятым в обществе, чтобы нас любили и понимали, чтобы в тяжелых жизненных ситуациях находились люди, способные нести вместе с нами эту тяжесть или готовые от чистого сердца разделять наши радости.

Погружаясь все глубже в область ценностных оснований, можно выделить наиболее фундаментальные стремления, свойственные каждому человеку. Одним из таких стремлений, очевидно, является неистребимое желание свободы. Об этом желании мы и попробуем поразмышлять, причем, рассмотрев само понятие свободы, попытаемся осмыслить его в контексте проблемы химической зависимости (алкоголизма, наркомании и т.п.).

Действительно, свобода – это то, к чему внутренне стремится каждый. Множество добрых поступков и, наверно, еще большее количество подлости и всякого рода зла содеяно одним- единственным желанием – желанием Свободы. Человек готов потратить всю свою жизнь, лишь бы достигнуть этой вожделенной цели. Может быть, поэтому понятие Свободы гораздо чаще других обрастает разного рода стереотипами.

Первый и самый главный стереотип, возникающий в нашем сознании, – это отношение к свободе, как к возможности человека совершать любые поступки вне зависимости от внутренних или внешних обстоятельств. В этом случае человек поступает согласно собственным порывам или желаниям, чаще всего даже не вполне понимая, откуда они, эти желания, происходят и какую цель преследуют, Соответственно, для достижения такой свободы в современном мире требуется наличие определенных условий. Такие условия возникают, если человек обладает, например, некоторой властью над людьми. Причем совершенно неважно, какого рода эта власть: кому-то достаточно места обычного вахтера или охранника какого-нибудь сарая, в который он никого не пропустит до тех пор, пока основательно не поиздевается, а кому-то для самоутверждения в такого рода “свободе” требуются более мощные средства власти, например, деньги или высокое положение в обществе, ради которых человек готов продать всех и вся. Справедливости ради следует заметить, что мы сейчас говорим о некотором внутреннем понимании слова “свобода” т.е. не о том, что человек скажет по этому поводу, а о том, в соответствии с каким внутренним пониманием он действует в реальной жизни. К сожалению, слишком часто мы видим огромную разницу между тем, что мы говорим, и тем, как на самом деле поступаем.

Хотя и то, что говорится, тоже весьма интересно, но и здесь приходится сталкиваться со стереотипами. Что же говорят о Свободе?

Чаще всего приходится сталкиваться с этим понятием в контексте противопоставления: “свобода – необходимость”. Отсюда делается вывод: для достижения свободного состояния требуется избавиться от любой необходимости. Проще говоря, речь идет о свободе выбора , где, с одной стороны, сам факт возможности выбирать уже относят к свободе, а с другой, сама реализация этого выбора с каким-то количеством вариантов действий в той или иной ситуации, также называют свободой. При поверхностном рассмотрении создается впечатление, что именно в этом смысл человеческой свободы, ибо какая же это свобода, если нет выбора?

Но давайте внимательно подумаем над этой мыслью. Дело в том, что при таком рассуждении мы рассматриваем человека в ситуации противостояния его окружающей жизни. Вот есть человек, а вот внешние обстоятельства, в которые он попадает, требующие от него какого-то решения, и, глядя на это, мы утверждаем, что если у человека в такой ситуации есть возможность выбора, то он свободен. Очевидно, всякий, кто оказывается в тяжелой жизненной ситуации, более всего делает просто из нее “выскочить”, чтобы не было всего того, что приносит страдания, и лишь только, когда становится ясно, что жизнь неумолимо требует какого-то решения, человек наконец вспоминает о своем праве выбора каких-то действий. Самое главное здесь то, что вырваться, “освободиться”, сделать существующее несуществующим невозможно, т.к. то, что есть, уже есть, и ничего с этим поделать нельзя. В этой ситуации жизнь ставит человека в рабскую зависимость от обстоятельств, это она, жизнь, “вытягивает” из него какие-то действия, разрывая в разные стороны. Вряд ли тут можно говорить о свободе. Так понимая свободу, достигнуть ее можно, только “освободившись” от самой жизни, проще говоря, только в гробу.

Ошибочность этих рассуждений заключена в самом начале. Размышляя о свободе таким образом, мы изначально ставим ее в зависимость от внешних обстоятельств, помещая где-то между человеком и окружающим миром, что приводит к пониманию свободы, не как определенного внутреннего состояния личности или осуществления богоподобия человека, а как лишь какого-то условия взаимодействия людей с миром. При таком понимании достичь свободы совершенно невозможно, ибо, вспоминая противопоставление “свобода – необходимость”, для освобождения мы неминуемо встанем перед необходимостью избавиться от необходимости. Мало того, что это само по себе абсурдно, такая позиция приводит человека к желанию бежать от людей и от самой жизни, что, конечно, уж точно не является поступком человека, всерьез стремящегося к Свободе. Кстати говоря, видимо, именно обсуждаемое сейчас нами понимание свободы породило уве­ренность в том, что абсолютная Свобода в принципе недостижима – к ней можно только стремиться. Спорность этого мнения, надеюсь, будет понятна из дальнейших размышлений.

Итак, достаточно поговорив о том, чем Свобода не является, попробуем почувствовать, что же это такое в позитивном смысле.

Прежде всего, из сказанного выше ясно, что Свобода не зависит от внешних обстоятельств, условий жизни, возможности выбора, судьбы и т.п. Свобода есть нечто существующее внутри человека, неотъемлемое содержание его природы, то, что делает его по- настоящему Человеком. Но в данном случае мы имеем в виду человека, “собравшегося” в единое целое, не разрозненного на части. Цельный человек – это человек, трезво чувствующий то, что происходит в нем и вокруг него, полностью отдающий себе отчет в любых, даже самых незначительных действиях. Кроме того, это состояние полной открытости окружающему миру, способность принять любую жизненную ситуацию, действуя в ней изнутри себя самого, не идя на поводу у внешних обстоятельств. Для того, чтобы пребывать в таком состоянии, человек ставит себя перед необходимостью стать самим собой, независимо ни от каких обстоятельств. Тогда свобода становится действительно осознанной необходимостью, но только не внешней (или внешних обстоятельств) необходимостью, а необходимостью родиться, т.е. родить себя для жизни. Об этом же говорит Христос: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Очень важно помнить о том, что это призыв к каждому человеку, и в самом этом призыве уже содержится утверждение не только о возможности, но и о необходимости быть Человеку свободным. В каждом из нас живет это стремление. Даже независимо от того, собрался ли человек в единое целое или нет, все люди знают, что такое совесть. У совести нет никакой свободы выбора, она лишь фиксирует внутреннее, из себя самого, отношение человека к чему- то, и свободен как раз тот, кто поступает вопреки этому внутреннему голосу, рабствуя обстоятельствам, законам и т.п. Конечно, здесь можно задать вопрос: а где гарантия того, что мой внутренний голос не лжет? На это можно ответить, что моя совесть – это часть меня самого, и лгать она мне будет, только если я сам перед собой буду нечестен. Людям же честным, стремящимся понимать себя и жизнь не просто, как получится, а именно в истине и по истине, Христос говорит очень определенно: познайте Истину, и Истина сделает вас свободными. Где Истина и Свобода есть Сам Бог. Вот мы и пришли к точке, в которой сходятся самые основополагающие жизненные принципы – свобода и Истина. В христианстве источником и причиной обоих видится Бог, отсюда стремление всякого христианина соединиться, приобщиться Богу.

Таким образом, чем более человек будет стремиться осуществить в реальной жизни свое единство с Богом и в Боге со всем миром, тем более он реализует в себе изначально существующую в нем богообразность, главным содержанием которой является Свобода. Причем, под стремлением к Богу мы понимаем не внешне-натужное исполнение законов и предписаний, пусть даже и самых правильных и благочестивых, а внутренне мотивированные совестью и божественным Духом, живущим в каждом из нас, действия. Достигая такого состояния, человек становится хозяином своей собственной жизни. Уже не окружающий мир заставляет человека совершать поступки, ставя его перед необходимостью быть малодушным, подлым, лживым или бессильным, но сам человек, обладая внутренней свободой, действует в мире, преображая его подобно Богу, подобно Христу, который не оглядывался на мнения людей, обстоятельства или требования закона, но действовал изнутри Себя Самого, всегда оставаясь верен Себе, а значит, и Богу.

Теперь, в свете приведенных соображений, попытаемся рассмотреть проблему химических зависимостей.

Первое, что бросается в глаза, это слово “зависимость”, очевидно, по смыслу подобное уже знакомому нам термину “необходимость”. Химически зависимый – это человек, чувст­вующий необходимость в употреблении известных веществ для ощущения полноты жизни. Алкоголик или наркоман решает все жизненные проблемы, фактически уходя от них в состояние опьянения, где создается впечатление, что нет вовсе никаких проблем. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией самообмана, который необходим для оправдания человеком своих не поддающихся никакому объяснению действий. В этом случае выздоровление невозможно, т.к. внутренне человек не видит в себе болезни – значит, не от чего лечиться.

Допустим, что осознание зависимости и полного порабощения алкоголем или наркотиками все-таки произошло. Оказывается, и этого недостаточно. Мало увидеть свою несвободу, гораздо важнее понять, что такое свобода и как ее достичь. Возвращаясь к нашим рассуждениям о свободе как некоем внутреннем состоянии, хочется остановиться на очень распространенной ошибке, которая часто не осознается людьми, вставшими на путь выздоровления. Дело в том, что стремление освободиться от химической зависимости часто приобретает вид борьбы с внешними обстоятельствами. Человеку кажется, что его свободе мешает то или иное химическое вещество, что зло заключено в нем самом. Тогда для достижения вожделенной свободы надо “собрать волю в кулак” и просто не пить или не колоться. При этом даже мысли нет о том, что проблема любой зависимости – внутренняя проблема, для решения которой требуется изменение самого себя, своего сознания, отношения к своей жизни. Естественно, без всего этого борьба с алкоголизмом превращается в борьбу с ветряными мельницами. Даже если такому человеку удается не пить, его сознание все равно остается сознанием алкоголика, и рано или поздно срыв неизбежен.

Существует ли выход из подобных ситуаций? Есть ли у человека реальная возможность быть свободным, в том числе и от химических зависимостей?

Прежде всего, освобождение от той или иной зависимости есть результат некоторой внутренней перестройки, когда причины проблемы видятся не во внешних обстоятельствах, а в самом человеке. Здесь все будет зависеть от способности человека разобраться в фундаментальных мотивах собственных действий, причем сделать это максимально честно, отбросив самолюбие и амбиции. И на основе этого собрать себя в единое целое – исцелиться. Мы говорили уже, что целостность – это состояние человека, отдающего себе отчет в собственных действиях, четко представляющего мотивы своих поступков. Однако, на практике, сталкиваясь с многообразием жизненных ситуаций, мы часто ощущаем острый недостаток сил для такого труда, именно поэтому, рассуждая о свободе, мы связывали это понятие с личностью Бога. Если человек действительно делает все от него зависящее для достижения свободы, то он неминуемо рано или поздно приходит к Богу, ибо Бог есть сама Свобода. То есть, хотеть быть свободным без Бога – это все равно, что хотеть быть свободным без свободы, что является полным абсурдом.

Итак, подводя итог нашим размышлениям, хотелось бы заметить, что свобода – это внутреннее жизненно необходимое состояние человека, к которому каждый из нас стремится. При наличии желания понимать свободу в истинном смысле, а не так, как нам удобно, она вполне реально достижима. Говоря же о проблеме химической зависимости, хотелось бы сделать акцент на понимании природы зависимости как проблемы внутренней, духовной основы человеческого существа, решаемой только в ситуации способности родиться для новой Жизни, что, кстати, является условием для освобождения от любых других зависимостей.

Все части книги можно читать по ссылке:

https://aa-online.ru/alkogoliki-o-sebe/