Смирение на сегодня (июнь 1961 г.) 1
Бесплатная Помощь
Смирение на сегодня (июнь 1961 г.) 1

Смирение на сегодня (июнь 1961 г.) 1

ЯЗЫК СЕРДЦА Статьи Билла У. для журнала «Грейпвайн»

ЧАСТЬ 3, РАЗДЕЛ 1: ВО ВСЕХ НАШИХ ДЕЛАХ

Смирение на сегодня (июнь 1961 г.) 1

Прослушать или скачать файл 3.1.71_1.mp3 в формате MP3

Читать:

У нас, людей, не бывает абсолютного смирения. В лучшем случае, мы можем лишь мельком увидеть значение и величие такого совершенного идеала. Как говорится в книге «Анонимные Алкоголики»: «Мы не святые… мы претендуем лишь на духовный рост, а не на духовное совершенство». Только сам Бог может являть собой Абсолют; нам же, человеческим существам, приходится жить и развиваться в царстве относительности.

Мы ищем смирения на сегодня.

Отсюда – вопрос практического характера: что мы подразумеваем под «смирением на сегодня» и как определить, что мы его обрели?

Нам едва ли нужно напоминать, что чрезмерное чувство вины и дух неповиновения ведут к духовной нищете. Однако нам потребовалось очень много времени, чтобы понять: духовная гордыня еще более разрушительна. Когда мы, первые члены АА, заметили первые намеки на то, насколько надменными можем быть в духовном отношении, у нас родилось такое выражение: «Не пытайся стать ужасно хорошим к четвергу!» Это наставление из старых времен может показаться еще одним удобным оправданием, прикрываясь которым, можно не стремиться к наилучшему результату. Но если присмотреться к этому предупреждению внимательнее, то обнаруживается совершенно противоположное. Так Анонимные Алкоголики предостерегают от слепой гордыни и воображаемых достоинств, которыми мы на самом деле не обладаем. Теперь, когда мы больше не относимся к числу постоянных клиентов баров и борделей, приносим домой зарплату, ведем очень активную деятельность в АА, а люди поздравляют нас с этими признаками прогресса – что же, вполне естественно, что и мы начинаем поздравлять самих себя. Но при этом возможно, что до смирения нам еще далеко. Как часто, имея благие намерения, но поступая нехорошо, я говорил или думал: «Я прав, а ты ошибаешься», «Мой план правилен, а твой нет», «Слава Богу, твои грехи – не мои», «Ты вредишь АА, но я тебя остановлю», «Бог меня направляет, так что он на моей стороне»… И так далее до бесконечности.

Тревогу вызывает та легкость, с которой находятся оправдания для подобной слепой гордыни. Однако нетрудно разглядеть, что эта обманчивая разновидность самооправдания – универсальный разрушитель гармонии и любви. Она настраивает человека против человека, нацию против нации, с ее помощью можно сделать так, чтобы любая форма безумия и жестокости выглядела чем-то правильным и даже достойным уважения. Разумеется, не наше дело это порицать.

Нам нужно лишь изучать самих себя. Как же именно мы можем делать все больше и больше для уменьшения своего чувства вины, духа неповиновения и гордыни?

Когда я составляю опись таких недостатков, мне нравится рисовать рисунок и рассказывать себе историю. На моем рисунке изображена Дорога к Смирению, а рассказ представляет собой аллегорию. По одну сторону от своей Дороги я вижу большое болото. Край Дороги граничит с неглубокой топью, которая постепенно переходит в ту грязную трясину вины и неповиновения, где я так часто барахтался. Там затаилось в ожидании саморазрушение, и мне это известно. Зато местность по другую сторону Дороги выглядит прекрасной. Мне видны манящие лужайки, а за ними – величественные горы. Бесчисленные тропы, ведущие в этот славный край, кажутся безопасными. И я думаю, что будет легко найти обратный путь.

И вот вместе с большой группой друзей я решаю пойти немного в обход. Мы выбираем тропинку и радостно устремляемся по ней. Вскоре кто-то, ликуя, произносит: «А может, на вершине вон той горы мы найдем золото?» Потом мы, к своему удивлению, действительно находим золото – но не самородки в ручьях, а уже отчеканенные монеты. На лицевой стороне каждой из них – надпись: «Чистое золото – двадцать четыре карата». Разумеется, мы думаем: это наша награда за то, что мы терпеливо и с таким трудом двигались вперед там, в вечном блеске той самой Дороги.

Однако вскоре мы замечаем надписи на обратной стороне своих монет, и нас охватывают странные дурные предчувствия. На некоторых монетках надписи довольно привлекательны: «Я – сила», «Я – всеобщее одобрение», «Я – достаток», «Я – справедливость». Другие же выглядят очень странно, например: «Я – господин», «Я – благодетель», «Я – правое дело», «Я Бог». Это нас сильно озадачивает; тем не менее, мы кладем их в карман. Но потом видим монеты, надписи на которых нас просто шокируют: «Я – гордыня», «Я – месть», «Я – разлад», «Я – хаос». Затем мы переворачиваем одну-единственную монету, на которой написано: «Я – сам дьявол». Некоторые из нас  приходят в ужас, и мы кричим: «Это золото для дураков и рай для них же! Сматываемся отсюда!»

Но многие не хотят идти с нами обратно. Они говорят: Давайте останемся и рассортируем эти проклятые монеты. Выберем только те, что с удачными надписями – например, «Я сила», «слава», «справедливость». А вы, друзья, еще пожалеете, что не остались с нами». Неудивительно, что пройдут многие годы, прежде чем эта часть нашей первоначальной компании вернется на Дорогу.

По возвращении они рассказали нам историю тех, кто поклялся не возвращаться никогда. Те люди заявили: «Эти деньги – настоящее золото, и не убеждайте нас, что это не так. Мы соберем все, что только сможем. Конечно, нам не нравятся эти  дурацкие девизы. Но ведь здесь полно дров. Мы просто переплавим все монеты в хорошие слитки чистого золота».

Затем прибывшие позже нас добавили: «Вот так нашими братьями завладело золото Гордыни. Когда мы уходили, они уже ссорились из-за своих слитков. Кто-то был ранен, а несколько человек уже умирали. Они начали уничтожать друг друга».

Эта символическая картина наглядно показывает мне, что я могу достичь «смирения на сегодня» только до такой степени, чтобы избежать попадания в болото вины и неповиновения, а также и в тот прекрасный, но обманчивый край, изобилующий монетами гордыни. Так я смогу отыскать Дорогу к Смирению, лежащую между ними, и остаться на ней. Поэтому мне постоянно нужно проводить самоинвентаризацию, которая будет показывать, не сбился ли я с пути.

Конечно, наши первые попытки такого самоанализа имели тенденцию оказываться очень далекими от реальности. Прежде я был чемпионом по нереалистичной самооценке. Мне хотелось рассматривать только ту часть своей жизни, которая казалась хорошей. К тому же я, бывало, изрядно преувеличивал те добродетели, которых, как мне представлялось, достиг. А потом я поздравлял себя с проделанной грандиозной работой.

Так мой неосознанный самообман никогда не подводил меня, превращая мои немногие хорошие качества в серьезные недостатки. Этот удивительный процесс всегда был приятным. И, естественно, вызывал страстное стремление к еще большим «достижениям» и еще большему одобрению. Я опускался обратно, прямиком к стилю жизни времен своего пьянства. Я преследовал все те же старые цели – власть, слава, аплодисменты. Вдобавок у меня было наилучшее из всех известных алиби – духовное. Благодаря тому факту, что я действительно ставил перед собой духовную цель, вся эта полнейшая бессмыслица выглядела чем-то совершенно правильным. Я не мог отличить хорошую монету от плохой; это была духовная выплавка золотых слитков в его худшем проявлении. И потому я всегда буду сожалеть о том вреде, который наносил окружающим. На самом деле я до сих пор содрогаюсь при мысли о том, что мог сделать с АА и его будущим.

В те дни я особо не волновался о тех сторонах жизни, в которых у меня наблюдался застой, ведь у меня всегда имелось алиби. «В конце концов, – говорил я себе, – я слишком занят куда более важными вещами». Это было моим почти идеальным рецептом самоуспокоения и удовлетворения собой.