Статья Билла У. "Смирение на сегодня" (июнь 1961 г.)
Бесплатная Помощь
ЯЗЫК СЕРДЦА Статьи Билла У. для журнала «Грейпвайн» “Смирение на сегодня” (июнь 1961 г.)

ЯЗЫК СЕРДЦА Статьи Билла У. для журнала «Грейпвайн» “Смирение на сегодня” (июнь 1961 г.)

У нас, людей, не бывает абсолютного смирения. В лучшем случае, мы можем лишь мельком увидеть значение и величие такого совершенного идеала. Как говорится в книге «Анонимные
Алкоголики»
: «Мы не святые… мы претендуем лишь на духовный рост, а не на духовное совершенство». Только сам Бог может являть собой Абсолют; нам же, человеческим существам, приходится жить и развиваться в царстве относительности. Мы ищем смирения на сегодня.

Отсюда – вопрос практического характера: что мы подразумеваем под «смирением на сегодня» и как определить, что мы его обрели?

Нам едва ли нужно напоминать, что чрезмерное чувство вины и дух неповиновения ведут к духовной нищете. Однако нам потребовалось очень много времени, чтобы понять: духовная гордыня еще более разрушительна. Когда мы, первые члены АА, заметили первые намеки на то, насколько надменными можем быть в духовном отношении, у нас родилось такое выражение: «Не пытайся стать ужасно хорошим к четвергу!» Это наставление из старых времен может показаться еще одним удобным оправданием, прикрываясь которым, можно не стремиться к наилучшему результату. Но если присмотреться к этому предупреждению внимательнее, то обнаруживается совершенно противоположное. Так Анонимные Алкоголики предостерегают от слепой гордыни и воображаемых достоинств, которыми мы на самом деле не обладаем.

Теперь, когда мы больше не относимся к числу постоянных клиентов баров и борделей, приносим домой зарплату, ведем очень активную деятельность в АА, а люди поздравляют нас с этими признаками прогресса – что же, вполне естественно, что и мы начинаем поздравлять самих себя. Но при этом возможно, что до смирения нам еще далеко. Как часто, имея благие намерения, но поступая нехорошо, я говорил или думал: «Я прав, а ты ошибаешься», «Мой план правилен, а твой нет», «Слава Богу, твои грехи – не мои», «Ты вредишь АА, но я тебя остановлю», «Бог меня направляет, так что он на моей стороне»… И так далее до бесконечности.

Тревогу вызывает та легкость, с которой находятся оправдания для подобной слепой гордыни. однако нетрудно разглядеть, что эта обманчивая разновидность самооправдания универсальный разрушитель гармонии и любви. Она настраивает человека против человека, нацию против нации, С ее помощью можно сделать так, чтобы любая форма безумия и жестокости выглядела чем-то правильным и даже достойным уважения. Разумеется, не наше дело это порицать. Нам нужно лишь изучать самих себя.

Как же именно мы можем делать все больше и больше для уменьшения своего чувства вины, духа неповиновения и гордыни?

Когда я составляю опись таких недостатков, мне нравится рисовать рисунок и рассказывать себе историю. На моем рисунке изображена Дорога к Смирению, а рассказ представляет собой аллегорию. По одну сторону от своей Дороги я вижу большое болото. Край Дороги граничит с неглубокой топью, которая постепенно переходит в ту грязную трясину вины и неповиновения, где я так часто барахтался. Там затаилось в ожидании саморазрушение, и мне это известно. Зато местность по другую сторону Дороги выглядит прекрасной. Мне видны манящие лужайки, а за ними – величественные горы. Бесчисленные тропы, ведущие в этот славный край, кажутся безопасными. И я думаю, что будет легко найти обратный путь.

И вот вместе с большой группой друзей я решаю пойти немного в обход. Мы выбираем тропинку и радостно устремляемся по ней. Вскоре кто-то, ликуя, произносит: «А может, на вершине вон той горы мы найдем золото?» Потом мы, к своему удивлению, действительно находим золото – но не самородки в ручьях, а уже отчеканенные монеты. На лицевой стороне каждой из них – надпись: “Чистое золото – двадцать четыре карата”. Разумеется, мы думаем: это наша награда за то, что мы терпеливо и с таким трудом двигались вперед там, в вечном блеске той самой Дороги.

Однако вскоре мы замечаем надписи на обратной стороне своих монет, и нас охватывают странные дурные предчувствия. На некоторых монетках надписи довольно привлекательны: « Я- сила», «Я – всеобщее одобрение», «Я – достаток», «Я – справедливость». Другие же выглядят очень странно, например: «Я – господин», «Я – благодетель», «Я – правое дело», «Я -Бог». Это нас сильно озадачивает; тем не менее, мы кладем их в карман. Но потом видим монеты, надписи на которых нас просто шокируют: «Я – гордыня», «Я – месть», «Я – разлад», “Я – хаос». Затем мы переворачиваем одну-единственную монету, на которой написано: «Я – сам дьявол». Некоторые из нас приходят в ужас, и мы кричим: «Это золото для дураков и Рай для них же! Сматываемся отсюда!»

Но многие не хотят идти с нами обратно. Они говорят: Давайте останемся и рассортируем эти проклятые монеты. Выберем только те, что с удачными надписями – например, «сила», «слава»,
« справедливость». А вы, друзья, еще пожалеете, что не остались с нами». Неудивительно, что пройдут многие годы, прежде чем эта часть нашей первоначальной компании вернется на Дорогу.

По возвращении они рассказали нам историю тех, кто поклялся не возвращаться никогда. Те люди заявили: «Эти деньги настоящее золото, и не убеждайте нас, что это не так. Мы соберем все, что только сможем. Конечно, нам не нравятся ни дурацкие девизы. Но ведь здесь полно дров. Мы просто переплавим все монеты в хорошие слитки чистого золота». Затем прибывшие позже нас добавили: «Вот так нашими братьями завладело золото Гордыни. Когда мы уходили, они уже ссорились из-за своих слитков. Кто-то был ранен, а несколько человек уже умирали. Они начали уничтожать друг друга».

Эта символическая картина наглядно показывает мне, что я могу достичь «смирения на сегодня» только до такой cтепени, чтобы избежать попадания в болото вины и неповиновения, а также и в тот прекрасный, но обманчивый край, изобилующий монетами гордыни. Так я смогу отыскать Дорогу к Смирению, лежащую между ними, и остаться на ней. Поэтому мне постоянно нужно проводить самоинвентаризацию, которая будет показывать, не сбился ли я с пути.

Конечно, наши первые попытки такого самоанализа имели тенденцию оказываться очень далекими от реальности. Прежде я был чемпионом по нереалистичной самооценке. Мне хотелось рассматривать только ту часть своей жизни, которая казалась хорошей. К тому же я, бывало, изрядно преувеличивал те добродетели, которых, как мне представлялось, достиг потом поздравлял себя с проделанной грандиозной работой Так мой неосознанный самообман никогда не подводил меня, превращая мои немногие хорошие качества в серьезные недостатки. Этот удивительный процесс всегда был приятным. И, естественно, вызывал страстное стремление к еще большим «достижениям» и еще большему одобрению. Я опускался обратно, прямиком к стилю жизни времен своего пьянства. Я преследовал все те же старые цели – власть, слава, аплодисменты. Вдобавок у меня было наилучшее из всех известных алиби – духовное. Благодаря тому факту, что я действительно ставил перед собой духовную цель, вся эта полнейшая бессмыслица выглядела чем-то совершенно правильным. Я не мог отличить хорошую монету от плохой; это была духовная выплавка золотых слитков в его худшем проявлении. И потому я всегда буду сожалеть о том вреде, который наносил окружающим. На самом деле я до сих пор содрогаюсь при мысли о том, что мог сделать с АА и его будущим.

В те дни я особо не волновался о тех сторонах жизни, в которых у меня наблюдался застой, ведь у меня всегда имелось алиби. «В конце концов, – говорил я себе, – я слишком занят более важными вещами». Это было моим почти идеальным рецептом самоуспокоения и удовлетворения собой.

Однако временами я просто вынужден был разбирать определенные ситуации, где с первого взгляда было видно, что я поступил очень плохо. И тут же во мне поднимался все возрастающий протест. Затем я начинал бешено подыскивать себе оправдания. «А ведь на самом-то деле, – бывало, восклицал я, это ошибки хорошего человека». Когда же этот мой излюбленный прием, в конце концов, подводил меня, то я думал: «Нy, что ж, если бы только эти люди вели себя правильно по отношению ко мне, то мне не пришлось бы так поступать». За тем следовала такая мысль: «Богу отлично известно, что у меня бывают действительно жуткие компульсивные побуждения. Вот это побуждение я просто не могу побороть, так что Ему придется освободить меня от него». Наконец, наступал момент, когда я выкрикивал: «Так я уж точно делать не буду и даже не стану пытаться!» Само собой, противоречия во мне продолжали нарастать, потому что я был попросту перегружен отговорками и отнекиваниями.

Когда же эти неприятности достаточно изматывали меня, оставалась еще одна лазейка: я начинал барахтаться в болоте вины. Здесь гордыня и протест уступали место депрессии. Вариаций было множество, но основная тема моих терзаний всегда была такой: «Боже, как я ужасен!» Точно так же, как до тогo я преувеличивал свои скромные достижения из-за гордыни, теперь я преувеличивал свои недостатки через чувство вины. Я носился туда-сюда, исповедуясь во всем (и даже в гораздо большем!) любому, кто готов был меня выслушать. Хотите – верьте, хотите – нет, но я принимал это за проявление великого смирения со своей стороны и считал единственным своим оставшимся достоинством и утешением!

В этих схватках с чувством вины я никогда не испытывал подобающего сожаления о том вреде, который нанес, и никогда всерьез не задумывался о том, чтобы возместить ущерб, насколько смогу. Мне и в голову не приходило попросить прощения у Бога, не говоря уже о том, чтобы простить самого себя. И, разумеется, я совсем не анализировал свой действительно крупный недостаток – духовную гордыню и высокомерие. Я просто загородил тот свет, который мог бы мне позволить это разглядеть.

Думаю, сегодня я могу проследить четкую связь между своим чувством вины и своей гордыней. И то, и другое определенно было средством привлечения внимания. В гордыне я мог сказать: «Посмотрите на меня – я великолепен!» А испытывая вину, я, бывало, стенал: «Я ужасен!» Следовательно чувство вины на самом деле – обратная сторона монеты гордыни. Вина направлена на самоуничтожение; гордыня же на уничтожение других.

Вот почему «смирение на сегодня» я вижу как тот самый безопасный и надежный срединный путь между этими жестокими эмоциональными крайностями. Это спокойное место, где я могу охватывать взглядом достаточно широкий горизонт и в то же время сохранять достаточно равновесия, чтобы сделать следующий маленький шажок по четко размеченной дороге, ведущей к вечным ценностям.

Многие из нас переживали гораздо более острые эмоциональные перепады, чем я; другие же, напротив, менее острые. Но время от времени они случаются у всех нас. Тем не менее, я думаю, что нам нет нужды сожалеть об этих конфликтах с самими собой. Похоже, они – неотъемлемая часть эмоционального и духовного роста. Это то сырье, из которого приходится создавать значительную часть нашего прогресса.

Кто-то спрашивает, не является ли АА всего лишь тошнотворной ямой боли и противоречий? Ответом будет: «Конечно, нет». По большому счету, мы, члены АА, действительно обрели умиротворение. Хоть мы и спотыкались по пути, но все же смогли достичь все возрастающего смирения, наградой за которое стали покой и законная радость. И сейчас – мы уже не пускаемся в обход так часто и так далеко, как раньше.

В самом начале этих размышлений выражалась мысль о том, что абсолютные идеалы лежат далеко за пределами нашей досягаемости и даже нашего понимания и что мы проявили бы прискорбный недостаток смирения, если бы действительно считали, что можем добиться чего-то подобного абсолютному совершенству за короткий промежуток своего земного существования. Такая самонадеянность, несомненно, была бы пиком духовной гордыни.

Рассуждая так, многие люди вообще будут избегать стремления к абсолютным духовным ценностям. Как говорится, перфекционисты либо полны тщеславия, так как воображают, будто бы достигли какой-то неосуществимой цели, либо погрязли в самоосуждении, потому что им это не удалось.

И все-таки я думаю, что нам не следует придерживаться таких взглядов. Великие идеалы не виноваты в том, что порой ими злоупотребляют, превращая в пустые оправдания вины, неповиновения и гордыни. Напротив, мы не сможем добиться значительного роста, если не будем постоянно пытаться представить себе эти самые вечные духовные ценности.
Как гласит Одиннадцатый Шаг программы выздоровления АА: “Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого”. Это, несомненно, означает, что нам следует рассматривать Божественное совершенство, скорее, как ориентир, а не как цель, которой нужно достичь в обозримом будущем.

Например, я уверен, что мне следует отыскать наиболее точное определение смирения, какое я только смогу себе представить. Это определение не должно быть абсолютно идеальным – от меня требуется всего лишь постараться. Предположим, я выберу вот такое: «Совершенным смирением было бы состояние полной свободы от самого себя, ото всех притязаний, которые предъявляют мои недостатки характера и которые так сильно давят на меня. Совершенным смирением была бы полная готовность выявлять и исполнять Божью волю всегда и везде».

Размышляя над таким видением смирения, мне не стоит тревожиться из-за того, что я никогда его не достигну, равно как не стоит и важничать в предвкушении, что в один прекрасный день все его достоинства станут моими. Единственное, что мне нужно делать – сосредоточиться на самом этом видении, позволяя ему расти и все больше заполнять мое сердце. А сделав это, я смогу сравнить его с результатом своего последнего самоанализа. Тогда я получу здравое и полезное представление о том, в какой точке Дороги к Смирению нахожусь на самом деле. И я вижу, что мой путь к Богу только начался. Так я вновь возвращаюсь к своим истинным габаритам, и тогда мои забота о себе и важничанье становятся просто смешными. А затем рождается вера в то, что для меня все-таки есть место на этой Дороге и что я могу идти по ней с чувством все более глубокого умиротворения и уверенности. Я снова осознаю, что Бог добр и что мне не нужно бояться никакого зла. Это великий дар – осознание того, что у меня действительно есть свое предназначение.

Продолжая размышлять о Божественном совершенстве, я открываю для себя еще один источник радости. Когда еще ребенком я услышал первую в своей жизни симфонию, то буквально вознесся на крыльях ее неописуемой гармонии, хотя слабо понимал, каким образом и откуда она исходила. Так и сегодня, внимая Божественной музыке сфер, я то и дело слышу небесные аккорды, которые говорят мне, что Великий Композитор любит меня – а я люблю Его.