Свобода под богом: выбор за нами (ноябрь 1960 г.) 1
Бесплатная Помощь
Свобода под богом: выбор за нами (ноябрь 1960 г.) 1

Свобода под богом: выбор за нами (ноябрь 1960 г.) 1

ЯЗЫК СЕРДЦА Статьи Билла У. для журнала «Грейпвайн»

ЧАСТЬ 3, РАЗДЕЛ 2: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Свобода под богом: выбор за нами (ноябрь 1960 г.) 1

Прослушать или скачать файл 3.2.86_1.mp3 в формате MP3

Читать:

В более глубоком смысле АА есть поиск свободы – свободы под Богом. Естественно, непосредственный объект наших поисков заключается в трезвости – свободе от алкоголя и всех его гибельных последствий. Без этой свободы у нас не будет ничего вообще.

Однако, как ни парадоксально, мы не можем избавиться от одержимости алкоголем до тех пор, пока не преисполнимся готовности разобраться с теми дефектами характера, которые довели нас до такого беспомощного состояния. Даже чтобы просто обрести трезвость, мы должны в какой-то мере освободиться от страха, гнева и гордыни; бунтарства и самоуверенности; лени и безответственности; глупого самооправдания и явной нечестности; ложных зависимостей и разрушительной борьбы за власть.

В этих поисках свободы нам всегда дается три альтернативы. Возмущенный отказ работать над своими грубыми изъянами может стать нашим билетом на тот свет. Или мы можем какое-то время продержаться трезвыми благодаря минимальному самосовершенствованию, успокоившись на удобной, но часто опасной заурядности. Или же можем непрерывно упорно стремиться развить в себе те драгоценные качества, которые способствуют возвышению нашего духа и поступков – истинной, постоянной свободе под Богом, свободе постигать и выполнять Его волю.

Для большинства из нас на самом деле подходит лишь третий вариант; нас никогда не должна ослеплять бесполезная философия, согласно которой мы – просто несчастные жертвы наследственности, жизненного опыта или окружающей среды и только эти силы принимают за нас решения. Эта дорога не ведет к свободе. Мы должны верить, что действительно вольны выбирать.

Подобным же образом все наше Общество и каждая его группа постоянно будет оказываться перед этим самым выбором. Смиримся ли мы с собственной гибелью? Или будем стараться лишь обрести временный комфорт в самодовольной заурядности? Или же будем упорно соблюдать дисциплину, приносить жертвы и терпеть неудобства, которые подготовят нас к тому, чтобы идти по пути, неизменно ведущему к истинному величию духа и поступков?

Эти размышления – предисловие к теме данной статьи, речь в которой пойдет о Двенадцати Традициях Анонимных Алкоголиков.

Традиции АА – мерило, с помощью которого наше Содружество может точно оценить свой прогресс или его отсутствие. В них мы видим мудрость, накопленную нами за четверть века общей жизни и работы. Вне всякого сомнения, эти принципы – вехи пути, по которому нам следует идти.

При пристальном рассмотрении Традиций видно, что они имеют две главные характеристики, каждая из которых усиливает другую.

Первый аспект Двенадцати Традиций – защита, второй – развитие. Сначала мы получаем напоминание о том, с какими соблазнами реально сталкивается Содружество и какими средствами лучше с ними справляться. Это основа для непрерывного морального самоанализа нашего коллективного поведения – первого шага к активному устранению препятствий на нашем пути. Благодаря положительному аспекту Традиций мы прямо и косвенно учимся лучше применять высокие идеалы жертвования и добровольной ответственности, доверия и любви в своих отношениях друг с другом и с окружающим миром. Из этой практики и проистекает духовная энергия, побуждающая нас продвигаться по дороге к полному освобождению.

Размышляя о защите, мы видим, что Традиции предостерегают нас от опасностей публичной славы и власти, большого богатства, вступления в компрометирующие альянсы, профессионализма. Они напоминают нам, что мы не можем отказать в членстве в АА ни одному алкоголику и что мы не должны создавать никакой авторитарной системы управления. Традиции предупреждают, что нам не следует навязывать миру идеи АА агрессивными пропагандистскими способами и что мы должны бояться общественных споров, как самого черта.

Таковы типичные примеры защитного благоразумия, прямо выраженного или ясно подразумеваемого в Двенадцати Традициях.

Некоторые заявляют, что эти предостережения всего лишь отражают наши коллективные страхи. Были времена, когда это было правдой. В первые годы жизни АА каждое нарушение этих заповедей, казалось, угрожало самому его существованию. Тогда мы еще сомневались, смогут ли склонные к бунтарству члены Содружества устоять перед всеми этими сильнейшими искушениями. Но мы, в самом деле, выстояли и потому выжили. Поэтому на смену вчерашним огромным страхам пришла бдительная осторожность – нечто в корне отличное от неразумной паники.

Разумеется, мы знаем, что нам придется постоянно иметь дело с теми устрашающими силами, которые вырываются на свободу, когда человеческое эго выходит из-под контроля – теми самыми силами, что разрывают на куски современный мир. По этой причине мысль «Избави нас от искушения» должна оставаться одной из первостепенных составляющих наших каждодневных установок, практик и молитв. Когда все идет хорошо, нам не следует поддаваться заблуждению, что на нашу голову не может обрушиться никакая большая беда. Не следует и обвинять себя в «негативном мышлении», когда мы настаиваем на реалистичном и эффективном взгляде на разрушительные силы в нас и вокруг нас. Бдительность всегда будет платой за выживание.

Таков защитный аспект Традиций. Однако они призваны давать нам и на самом деле дают гораздо больше, чем просто защиту от заурядности и распада.

Давайте теперь задумаемся о позитивной, прогрессивной стороне Традиций АА – дисциплинированных жертвах и обязанностях, которые нам необходимо взять на себя, а также о той степени взаимного доверия и любви, которые потребуются нам для достижения искомой высшей свободы, если нам суждено ее обрести. Размер статьи не позволит полностью проанализировать все Двенадцать Традиций с этой точки зрения, но приведем несколько примеров для иллюстрации сказанного.

Возьмем Традицию Первую. Она говорит, что общее благополучие АА стоит на первом месте. На деле, это означает, что нужно отставлять в сторону личные амбиции каждый раз, когда они идут вразрез с безопасностью или эффективностью нашего Содружества. Значит, иногда мы должны любить АА больше, чем самих себя.

Вторая Традиция гласит: «В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет – любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители всего лишь облеченные доверием исполнители, они не приказывают». Это упражнение во взаимном доверии к Богу, себе самим и нашим лидерам служения. Это один из самых прекрасных наших экспериментов, успех которого далеко превзошел все ожидания.

Традиция Третья устанавливает личную свободу члена АА. По сути, она говорит, что любой алкоголик может стать членом АА, только лишь заявив об этом. Никто из нас не может исключить его из Содружества, как бы он себя ни вел. Возможно, ни одно общество еще не предоставляло индивидууму такую беспредельную свободу. Каждый приходящий в АА сразу же ощущает, что его рады видеть, любят и доверяют ему. Мы отлично понимаем его потребности, ведь и у нас они были. Редкий алкоголик нечестно воспользуется этой хартией неограниченной свободы. Мы приняли это решение много лет назад и рады, что это сделали – у нас никогда не было повода для сожаления.

Четвертая Традиция – еще одна уверенная декларация взаимного доверия и любви всех групп АА друг к другу. Мы даем каждой группе полную автономию, право спокойно управлять собственными делами. Чтобы это состояние оставалось неизменным и защищенным, мы гарантировали всем группам АА, что они никогда не будут подчинены какому бы то ни было централизованному управлению или власти. В свою очередь, каждая группа соглашается, что никогда не будет предпринимать действий, могущих навредить всем нам. Действительно редко бывало, чтобы какая-нибудь группа АА забывала об этом драгоценном доверии.

Седьмая Традиция провозглашает наш принцип самообеспечения. В соответствии с ней мы берем на себя обязательство самостоятельно оплачивать все свои затраты по обслуживанию, при этом отклоняя пожертвования извне. Тот факт, что мы не принимаем денег из внешнего мира, наполняет уверенностью каждого алкоголика, думающего о том, чтобы к нам присоединиться. Мы это знаем. Благодаря этому также улучшилась наша репутация в обществе, потому что людям нравится идея, что некогда безответственные алкоголики теперь стали ответственными. Кроме того, этот здоровый обычай, без сомнения, ведет нас по направлению к большей свободе. Решительно отказываясь от денег извне, предлагаемых частными лицами или правительствами, мы надежно гарантируем себе, что всегда будем сохранять свою свободу действия. Поэтому к нам никогда не будет применима старая поговорка: «Кто платит, тот и заказывает музыку».