“Традиция Первая” (декабрь 1947 г.)
Вся программа АА надежно опирается на принцип смирения – иными словами, объективное восприятие. Среди прочего это подразумевает, что нам нужно верно соотносить ce6я с Богом и ближними своими; что каждый из нас должен видеть себя в истинном свете – «малой частью огромного целого»!
Если мы будем воспринимать товарищей таким образом, то в наших группах будет царить гармония. Вот почему Традиция АА уверенно утверждает: «Наше общее благополучие стоит на первом месте».
Кто-то спросит: «Означает ли это, что в АА отдельный человек не особо важен? Что группа поглощает его и господствует над ним?» Нет, не похоже, чтобы было так. Возможно, на земле нет
сообщества, которое сильнее, чем АА, пеклось бы о личном благополучии своих членов и сильнее стремилось бы наделить индивидуума как можно большей свободой убеждений и действий. В Содружестве Анонимных Алкоголиков нет слова «должен». Лишь немногие группы наказывают кого-то за несоответствие своим требованиям. Мы можем что-то рекомендовать, но никого не заставляем. Соблюдение или несоблюдение любого принципа АА остается целиком на совести индивидуума – он единственный судья собственного поведения. Мы очень буквально руководствуемся древним изречением: «Не суди!»
Однако кто-то возразит: «Но если АА не имеет полномочий руководить собственными членами и группами, то как оно вообще может быть уверено, что общее благополучие действительно стоит на первом месте? Как организация может управляться без системы управления? И если каждый может творить что ему угодно, то как же у вас не воцарится анархия?»
По-видимому, все дело в том, что в реальности мы, члены АА, не можем творить что угодно, хоть над нами и нет сдерживающего человеческого авторитета. Фактически наше общее благополучие защищено мощными средствами. Как только какое-либо действие начинает серьезно угрожать общему благу, групповое мнение мобилизуется, чтобы напомнить нам об опасности, и мы испытываем угрызения совести. Если человек продолжит гнуть свою линию, он может настолько
утратить душевное равновесие, что напьется, и взбучку ему устроит уже алкоголь. Групповое мнение укажет ему на то, что он сбился с пути, а собственная совесть будет говорить, что он в корне не прав и что, если он зайдет слишком далеко, зеленый змий вынесет ему настоящий приговор. Вот так мы и усваиваем, что в делах, глубоко затрагивающих группу в целом, «наше общее благополучие стоит на первом месте».
Тогда бунтарство утихает и начинается сотрудничество, потому что так нужно: мы сами себя дисциплинируем. В итоге мы сотрудничаем, потому что действительно хотим того, понимая, что без прочного единства не будет АА, а без АА продолжительная трезвость для любого из нас вряд ли возможна. Тогда мы охотно отставляем в сторону личные амбиции, которые могут навредить АА, и смиренно признаем, что мы лишь «малая часть огромного целого».