“Традиция Вторая” (январь 1948 г.)
Рано или поздно каждый член АА начинает полагаться на некую Силу, превышающую его собственную. Он обнаруживает, что Бог, как он Его понимает, – не только источник силы, но и указатель верного направления. Благодаря осознанию, что теперь ему доступна часть этого неисчерпаемого ресурса, его жизнь становится совершенно иной. Его душу наполняет новое для него ощущение защищенности; он испытывает неведомое доселе чувство цели и предназначения. В конце каждого дня он анализирует свои ошибки и жизненные перипетии. Благодаря повседневному опыту он узнает, какие изъяны характера у него еще остаются, и все сильнее желает, чтобы Бог избавил его от них. Так он улучшает свой сознательный контакт с Богом.
Любая группа АА проходит через тот же самый цикл развития. Мы начинаем понимать: каждая группа, как и каждый отдельный человек – сущность особая, не совсем такая, как другие. Хотя в основном все группы АА схожи, в каждой своя особенная атмосфера, и каждая находится
на собственной специфической стадии развития. Мы считаем, что любая группа обладает сознанием – коллективным сознанием ее членов. Повседневный опыт информирует и обучает это сознание. Группа начинает осознавать свои изъяны, и постепенно они устраняются или смягчаются. По мере продолжения этого процесса возрастает способность группы выбирать верное направление в своих делах. Путь проб и ошибок порождает групповой опыт, а
скорректированный опыт перерастает в обычай. Когда же практика убедительно докажет, что ставший обычаем подход к делу – наилучший, из этого обычая формируется Традиция АА. Так Высшая Сила действует через ясное групповое сознание.
Мы смиренно надеемся и верим, что наши развивающиеся Традиции – действительно Божья воля в отношении нас. Многие люди приходят к мысли, что Анонимные Алкоголики – в каком-то смысле новая форма человеческого общества. При обсуждении нами Первой Традиции подчеркивалось,
что в АА нет никакой принудительной власти в лице людей. Ввиду того что каждый член АА, в силу необходимости, обладает чувствительным и отзывчивым сознанием, и к тому же, стоит лишь ему оступиться, как алкоголь сам его жестоко наказывает, мы не видим особой нужды вводить
правила и ограничения. Хоть порой нас и заносит на поворотах, мы начинаем больше полагаться на долговременную стабильность самой группы. В том, что касается ее собственных дел, коллективное сознание группы со временем почти наверняка докажет свою полную надежность. В итоге групповое сознание будет куда более верным ориентиром в делах группы, чем решения любого отдельного ее члена, сколь бы хорошим и мудрым он ни был. Это поразительно и почти
невероятно, но в Содружестве Анонимных Алкоголиков это факт. Поэтому мы можем спокойно обойтись без наставлений и наказаний, которые кажутся такими необходимыми другим обществам. И нам нет нужды так уж сильно зависеть от озарений наших лидеров. Благодаря тому, что лидеров в служении у нас реально можно менять, в АА царит такая демократия, которая редко где еще возможна. Может статься, в этом отношении мы в значительной степени уникальны.
Вот потому-то мы, Анонимные Алкоголики, и уверены: есть лишь один высший авторитет – «любящий Бог, как он выражает себя в нашем групповом сознании».