Жизнь по воле Бога (11-й шаг).
Бесплатная Помощь
Жизнь по воле Бога (11-й шаг).

Жизнь по воле Бога (11-й шаг).

Его зовут Борис.

Жизнь по воле Бога (11-й шаг).

Это было 6 декабря 2006 года. Бориса опе­рировали на сердце по экстренным показаниям. За два дня до операции его брат спросил докто­ров: «Сколько он проживет, если не оперировать?», потому что существовали опре­деленные риски. Ответ был: от получаса до полугода. А когда дочь Бориса хотела забрать отца, чтобы его прооперировали в Израиле, и даже уже договорилась обо всем, то стоило тем врачам от наших докторов получить по электронной по­чте медицинские документы пациента: УЗИ, кардиограмму и т.д., как они в один голос вос­кликнули: вы сошли с ума — вы его не то что до Иерусалима, вы его до аэропорта не довезете! Таково было физическое состояние Бориса за два дня до того, как ему была назначена операция. Соседа по палате, 37-летнего мужчину, увезли на операцию, из операционной увезли в морг. Потому что во время операции в руках хирурга разорвалась аорта — это несчастный случай, который ни предусмотреть, ни предотвратить, ни исправить невозможно.

Конечно, все это оглушило Бориса. У него было два дня на то, чтобы поразмыслить о своей жизни, о том, насколько он действительно верит в Бога, что думает о смерти. К тому времени он не помнил и давно не читал 11-й шаг, который звучит так: «Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для это­го». Борис не стал просить Бога сохранить ему жизнь, он даже не просил Бога о том, чтобы Он дал силы и удачу хирургу. Борис сказал: «Боже, Ты сам знаешь, что для меня лучше — жить или умереть. Да будет воля Твоя». Это, наверное, была самая главная молитва в его жизни. В результа­те всех своих размышлений он пришел к выводу, что его аксиома о том, что быть живым ему луч­ше, чем мертвым — неверна. Что если Бог считает, что человеку по имени Борис сейчас надо уме­реть, то так для этого человека лучше. Именно для самого человека — лучше.

Непосредственно перед операцией, еще до принятия наркоза нужно было два-три часа про­вести в так называемой подготовительной палате, куда привозили из различных больнич­ных корпусов тех, кому предстояло быть прооперированными. Вполне возможно предста­вить их психологическое состояние. Их страх. Что до Бориса, то он спал сном младенца все два предоперационных часа. Сестрички смотрели на этого больного во все глаза — они подобное видели впервые и не могли поверить, что такое воз­можно. Проснувшись, Боря был абсолютно спокоен. И мирен. Помолился еще раз: «Боже, Твоя воля да будет, как считаешь нужным. Мне бы хо­телось еще Тебе послужить. Но как Ты решишь»! Вопрос жизни и смерти здесь был целиком, на 100% отдан Богу. Тут была Его епархия. И от этого — полное спокойствие. Бог дал покой. Вера в Бога лишает страха смерти.

Потом, уже прощаясь перед выпиской, хи­рург, оперировавший Бориса, сказал ему: «Я вообще не понимаю, как ты дожил до моего сто­ла. Прости, конечно, но твое место давно на кладбище… Твоя операция для меня была одной из сложнейших, но и самых удачных в моей жизни. Я тебе очень благодарен… В тебе сочетаются две совершенно несовместимые вещи: ты очень любишь жизнь и одновременно — не боишься умереть. Такие вещи дает только вера в Бога».

Этот пример из жизни Бориса — самая яр­кая иллюстрация его практики по 11-му шагу.

Вообще, 11 шаг, по Борису, — это то, зачем нужна программа. Ее цель — жизнь по воле Бога. Конечно, этот идеал недостижим. Но это именно как путеводная звезда, к чему идти, куда стре­миться — «стремились путем молитвы…». Все предыдущие шаги ведут к 11-му. Он же стоит особняком. «Его невозможно ни трактовать, ни делать по-разному, — уверен Борис, — это шаг, в ко­тором не надо даже формулировать условие задачи. В нем дано и условие задачи, и методы ее решения. А ответ я получаю по результату.

Мне часто задают вопрос: а как же ты, ин­тересно, знаешь, что это, действительно, воля Бога? Конечно, не всегда я знаю, какова воля Бога. Но уверяю вас, всегда (!) (подчеркиваю, категорично подчеркиваю) знаю, чего Бог не хо­чет. Не всегда знаю, что хочет Бог. И Он ли этого, действительно, хочет, а не я. Но чего Он не хо­чет, я знаю всегда. И вот когда я пытаюсь выдать свою волю за волю Бога, результат бывает самый плачевный. Но когда удается смирить свою гор­дыню и сказать: Боря, не пудри свои мозги, Бог так вовсе не хочет, так хочешь ты, остановись, пока не поздно! — тогда результаты ошеломляю­щие. Я даже вывел формулу для себя, как узнать волю Бога»…

В этом месте — внимание, па-ба-ба-бам!!! Формула. Борис ее называет трио: хочу, надо и по силам. По нашему разумению, она так важ­на, что мы бы советовали читать сейчас вдумчиво и, возможно, не один раз. При этом обязательно помнить, что все изложенное здесь, в частности, и в книге в целом не является руководством к действию. Только — рекомендации. Так сделал Борис и получил такой результат. Он не устает повторять: «Все, что я говорю, это исключитель­но мнение того, кто это говорит. На истину не претендую». Книга лишь рассказывает о конкретном опыте конкретного человека. Нельзя слепо копировать его. Рассматривайте прочитанное через свою призму, через свою готовность, через свои взгляды. Главное — рассматривайте, думай­те, примеряйте, поносите немножко. А вдруг подойдет?

Итак. Альтернативой воле Бога выступает своеволие. Это понятно. У своеволия формули­ровка очень короткая: «я так хочу». И по этому принципу живет алкоголик в пьяной жизни. Ну, действительно, это же самый что ни на есть 100-процентный аргумент, что еще надо-то?! Но то, что я хочу, вовсе не означает, что мне это надо. В лучшем случае, нейтрально. В худшем — даже вредно. Это как ресторан, где Бог выступает мет­рдотелем. Заказал — получи. Очень часто бывает так: имею желание купить дом, но не имею воз­можности. Имею возможность купить козу, но не имею желания. Как это синхронизировать? Для своего внутреннего употребления Борис разра­ботал алгоритм принятия решения (то, что выше названо — «как узнать волю Бога»). Он очень простой. Например, надо принять решение: же­ниться или не жениться. Борис выносит на референдум с самим собой три вопроса и голосует: «да», «нет». Первый: хочу ли я этого? Второй: надо ли мне это? И третий: по силам ли мне это, т.е. могу ли я? Для принятия решения нужно три твердых «да». Вот оно, принятие решения. «Если есть все три, значит, Бог это одобряет, — ут­верждает Борис. — В противном случае трех «да» никогда не будет. Это абсолютно точно. Если их нет, значит, референдум не состоялся, и реше­ние, как минимум, откладывается. Откладывается хотя бы до анализа: почему не могу, почему не хочу, почему не по силам, где я себя развожу (продолжаем самоанализ 10-го шага). Бывает ведь, что я очень хочу, но мне это не надо, а я начинаю себя разводить и уговари­вать, что мне это надо. Или мне не по силам: получаю я, например, пенсию крошечную, как я могу содержать молодую красивую женщину? Мне это не по силам, но я начинаю себя уговаривать, что по силам. Не по силам мне изменить свой воз­раст, я разменял седьмой десяток, как ты тут себя уговоришь? А эта женщина, например, на которую я положил глаз, моложе моего младшего ребенка. И так дальше.…

Здесь непременно возникает ключевой воп­рос честности перед самим собой. Он, напомню, один из основополагающих принципов, на которых зиждется вся 12-шаговая программа. Именно честность перед самим собой — это первое.

И второе (и об этом тут уже тоже не раз говори­лось) — я не Бог. Вот те два ствола, от которых, как ветки, расходятся все остальные шаги и принципы.

Таки да, очень легко себя уговорить, ког­да я хочу, что мне это надо, хотя мне это не надо. Очень легко себя уговорить, что дорогу осилит идущий, и идти вперед, хотя это заведомо про­вальный вариант. Очень легко себя здесь развести, обмануть. Это замечательное упраж­нение на смирение (о нем подробнее в 7-м шаге). Вот я хочу чего-то. Но мне это не надо и мне это не по силам. Как быть? Подогнать под заданный ответ — и надо, и по силам? И тогда непременно получишь то, что я называю — мордой об глебу, к бабке не ходи, и именно так было в алкогольной жизни. Все время было — я так хочу, и значит, я это могу и мне это по силам. Но это совсем не всегда так. Более того, это почти всегда — не так. Возникает дилемма. Например, надо, но не могу. Посмотреть, насколько не могу, может быть, это просто лень. Такие противоречия бе­рут на себя даже больше, чем сама задача. Побочный эффект оказался сильнее. Это замеча­тельный тест на честность перед самим собой и на саморазвитие. Или когда что-то очень хочу, а оказалось — не могу. Как суметь? Очень инте­ресные возникают варианты для работы над собой, когда не хочу, но оказывается, что надо. Как захотеть? Как найти силы и возможности, чтобы это сделать? Проще же обмануть себя и уго­ворить, что раз не хочу, то и не надо. Видишь разницу? Вместо «хочу и не надо» сказать «не хочу, потому что не надо». И наоборот, «надо, но не хочу» сделать «хочу, потому что надо».

Допустим, связка «хочу и надо» — я очень хочу чего-то, а честный ответ говорит, что мне это не надо. И сказать «не хочу, потому что не надо» — это огромная подвижка в борьбе со сво­еволием. Вытеснение своеволия и замена его смирением, то есть здравомыслием (для меня это синонимы сегодня). Ведь даже чтобы у Бога что-то просить, я должен знать, что я хочу у Него просить, и самое главное, зачем я это прошу. Надо ли мне это? И по силам ли? Есть замечательный мультфильм «Золотая антилопа», которая копы­том стукнула — и бах, золотая монета. А шах кричит: еще, еще, еще! И его похоронили эти зо­лотые монеты!.. Поэтому вовсе не исключено, что, когда просишь, Бог может дать…

Дальше идем. Обратная картина — связка «надо, но не хочу». Девять раз из десяти — это праздность, именуемая в простонародье ленью. Так вот, мое «хочу, если надо» превращается в «хочу, потому что надо».

Теперь наоборот — не хочу, но надо. Опять же, в девяти случаях из десяти за словом «не могу» скрывается «не хочу». Это лень. И здесь тоже огромная работа над собственной личностью, чтобы сказать «хочу, потому что надо». Не вынуж­ден, потому что надо. А хочу, потому что надо. Эта формула работает. Благодаря ей много оши­бочных и невыполнимых решений не принимается. Мне нравится, что со мной сейчас происходит именно это: я умею захотеть, когда надо. На­столько легче жить».

К этому «легче жить» — путь от 3-го шага, где Борис принял решение перепоручить свою волю и свою жизнь под защиту Бога, до 11-го, где это решение реализуется. 11 шаг — это полная отда­ча своей жизни во власть Бога. «Программа решает задачу жизни по 11-му шагу, — говорит Борис. — Жизнь по 11-му шагу — это полная свобода, по­тому что уже сам Бог отвечает за все, что ты делаешь, Сам Бог. Я ни за что не отвечаю, я аб­солютно свободен. Это как раз вот сюда подходит выражение — делай что должно, и будь что бу­дет. Я не боюсь умереть, не боюсь ничего делать, потому что делаю это по воле Бога. Сейчас пояс­ню.

Я обратился к теории либерализма, а либе­рализм — это права человека, которые обязательно должны быть сбалансированы его ответственностью за использование этих прав. Свобода без ответственности — это анархия. И это беспредел. А либерализм в чистом виде — это баланс прав и ответственности. Я пришел к ма­тематическому абсурду. Я, образно выражаясь, взял аптекарские весы: две чаши. Если они сба­лансированы, тогда будет поровну — сколько у меня свободы, столько и ответственности. Допу­стим, я себя добровольно лишаю какой-то свободы выбора. Беру с той чаши весов, где находится моя свобода, и убираю, например, гирю «убить», т.е. мое право убить. Но здесь сбалансирована от­ветственность, я понимаю, что должен за убийство ответить. Но если я убить себе свобо­ду я не даю, то не беру и ответственности. Я убираю «украсть» — убирается гиря ответствен­ности. Дальше — прелюбодейство и так далее… Короче, как только я убираю с чаши весов ка­кие-то свои права, снимается ответственность, и в результате: чем меньше у меня свободы выбо­ра — тем меньше у меня ответственности. И когда здесь остается, что мой выбор — это только воля Бога, на чаше ответственности не остается ни одной гири. За это отвечает Бог. Моей ответ­ственности нет — это и есть абсолютная свобода. Т.е. математический абсурд состоит в том, что полное отсутствие свободы выбора — это и есть высшая свобода. И счастье — жить по воле Бога.

 

Ничего ж больше не надо… И вот шагая, от 4-го до 11-го шага, потихонечку отдаешь, отдаешь Богу все. Например, сегодня я знаю (опытным путем протестировал), что отдал на 100% Богу вопросы жизни моей или смерти. И глубоко верю, особен­но, когда я пережил вот эту операцию, инфаркт, когда был одной ногой в могиле, что Бог знает, что для меня лучше — жить или умереть. И если мне положено умереть — значит так для меня лучше. Не сочти за абсурд и кощунство, потому что смерть тоже может быть благом. Это не так абсурдно, как кажется на первый взгляд. Но именно смерть, данная Богом. Не смерть через самоубийство. Вера в Бога — великая вещь, ве­ликая! Она лишает страха смерти. Это не значит, что не хочется жить! Прошу не путать, это не одно и то же. Не боятся умереть, если Богу будет угод­но. Но это и не значит лезть на рожон. Если мне сказано контролировать уровень холестерина в крови — значит, контролируй. Если сказано ут­ром принимать таблетки — значит, принимай. Тем более, что ты хулиганишь, позволяешь себе курить. Значит, более внимательно соблюдай режим, пытайся где-то это компенсировать. По­моги Богу, Он хочет, чтобы ты жил. Он тебе это доказал. Значит, помоги Ему.

Когда переживешь ощущение, как из тебя выходит дух (без кавычек), когда прочувствуешь, что он выходит, и возвратишься в жизнь, тогда живешь уже совсем с другим вкусом, и с ним я сегодня живу, — у меня полностью пропа­ло то, что люди называют проблемами. Какие могут быть проблемы? Настолько высока сегодня цена каждой минуты жизни! Я теперь это знаю. Что все остальное относительно цены жизни — такая ерунда! Главное — жив, главное — могу быть кому-то нужен. Это так здорово! Мне нра­вится так жить! Мне радостно так жить! Понимаешь — радостно!..»