12-й шаг. Эпилог.
Бесплатная Помощь
12-й шаг. Эпилог.

12-й шаг. Эпилог.

Его зовут Борис.

12-й шаг. Эпилог.

Эта заключительная глава будет почти сте­нограммой одного из спикерских собраний Бориса, похожего на то, на котором присутство­вала Валентина. С минимальными редакторскими правками, согласованными с оратором, при этом с максимальным разговорным колоритом спике­ра.

Итак, предисловие эпилога. Борис: «У меня было 3 года трезвости, и я на даче нашел занач­ку — бутылку водки. Нераспечатанную!!! Меня задушила такая жаба по поводу того, что я 3 года назад ее не допил — это что-то!!! Клянусь, я помню даже сегодня те свои ощущения: жаба была страшная. Это происходило на 3-х годах трезво­сти, не на трех месяцах!!!

К 12-му шагу. Смысл всей 12-шаговой про­граммы прописан вот в этих словах: «и применять эти принципы во всех своих делах». Поэтому два вступления.

Первое. Кто-то из великих, по-моему, Марк Твен, сказал, что жизнь надо прожить так, что­бы о твоей смерти жалел даже гробовщик. Программа 12-ти шагов является тем инструмен­том, который помогает эту задачу реализовать в максимальном приближении.

Второе. Я хочу просить присутствующих автоматически делить то, что я буду говорить, на три группы, три корзины. Первое — это то, что легло на сердце, пришло ощущение, что вот оно — мое. Это уже ваше. И вы можете говорить о нем как о своем, передавать своим последова­телям как свое, не ссылаясь на автора. В этом и есть смысл 12-го шага: отдал — получил больше. Вторая группа: это то, что непонятно: «По-мое­му, он сам ничего не понимает про этого Бога, несет какую-то ахинею». Ну и ладно, взяли и выбросили в корзину. Может быть, я на самом деле говорю ахинею, а может, просто вам пока не по­нятно. Нет какой-то базы, нет соприкосновения, чувств, идей, мысли… пока. И третье, на мой взгляд, самое главное — это то, что будет вызы­вать раздражение, протест. Если такие вещи у вас будут, я очень прошу обратить на них осо­бое внимание, ибо не во мне (я это гарантирую) дело, а дело в том, что «внутри вас» вызывает это раздражение. Берусь утверждать, что это будет очень полезным и серьезно поможет заглянуть внутрь себя.

Следующий основополагающий момент. Ма­ленькую цитату себе по памяти позволю: «никто из нас никогда не смог выполнять в абсолюте все эти шаги. Мы не претендуем на духовное совер­шенство, мы претендуем на духовный прогресс».

По этому поводу один еврейский анекдот. Это быль. Прошло уже лет 8 с того момента. Человек, который ко мне обратился тогда, имеет сегодня 9-й год трезвости. Но тогда, на заре своей со­стоявшейся трезвости он пришел ко мне с каким-то вопросом, я уже не помню с каким. Я ему говорю: «Знаешь что, делай вот так. Я в та­ких ситуациях поступал так». Ему показалось мало. Он пошел к другому нашему товарищу. Тот ему говорит: «Если тебе Боря сказал «делай так», то смело делай — не промахнешься. По крайней мере, я делал так, как Боря мне говорил, и ни разу не пожалел. Но… сам Боря сделал бы по-дру­гому». Это стало анекдотом. Я его рассказываю к тому, что я знаю, что обо мне говорят: что, мол, Борю слушать не надо, потому что он говорит одно, а делает совершенно другое. Я хочу эти слухи поддержать. Но они абсолютно вырваны из контекста, потому что, безусловно, все, что я говорю, я на 100% не исполняю. И если, скажем, у меня сейчас 18-й год трезвости, а 15 лет назад то, что я говорил по какому-то шагу, было некой декларацией, неким моим видением и представ­лением такого-то шага, то сегодня — это на 95% то, что я уже сделал. И на 90% себя реализую. Причем, например, что касается 11 шага, смысл программы в чем? В том, что жить по 11-му шагу — это есть высшее счастье. И это верно хоть по идее христианства, хоть по другой религии, хоть по программе 12-ти шагов: познать волю Бога и ре­ализовать ее. Что еще надо для счастья? Вот это абсолют программы. Но для того, чтобы ее реали­зовать, существуют все 12 шагов, поэтому и говориться в 12-м шаге: «достигнув духовного пробуждения».

Теперь давайте определимся с терминами, что такое «духовное пробуждение», чтобы мы ду­мали об одном и том же. «Духовным пробуждением» я для себя обозначил рубеж 5-6 лет, в который произошел плавный, незаметный переход от по­нимания присутствия Бога в моей жизни к ощущению Его присутствия. Вот это я и называю духовным пробуждением, то есть ощутить, почув­ствовать в себе душу. Не сердце, как оно бьется, не печень, как она болит, а именно душу — и почувствовать значение слов «душа болит».

Дальше — принципы. Давайте договоримся, что есть «принцип». Просто тезисно напомню, потому что речь о них уже шла: первый — я не Бог, второй — это честность перед самим собой. Без реализации этих принципов программа ра­ботать не будет.

Я стараюсь применять их во всех своих де­лах, даже сугубо практических. Например, я четко знаю, что во взаимоотношениях с другим человеком одно я не могу, бесспорно: изменить его. И вот мой подход во взаимоотношениях с людьми — будь то в бизнесе, в жизни, сексуальной сфере, — если у нас есть соприкосновение душ, гармония — здесь нет проблем. Но, допус­тим, есть человек, которого я не люблю, который мне не нравится, который делает не так, как я хотел бы. Очень четко и достаточно давно это было задекларировано, что каждый человек име­ет право вести себя так, как он хочет. И он будет за это платить. И не я ему судья. Это уже про­изошло, когда я над чувством мести работал (в 6-м шаге). Я могу строить свои отношения с этим человеком, исходя из того, какой он есть. Если мне это выгодно. Под словом «выгода» я имею в виду не обязательно какую-то материальную выгоду, хотя и ее тоже, особенно в бизнесе. Я вспомнил, что сказал Черчилль про политику, и перевел это на бизнес, что там нет друзей, нет врагов, есть интерес. Кому предъявлять претен­зии, что он, гад, меня кинул? Ну, Боря, скажи кому-нибудь менее наивному, чем самому себе, что он тебя кинул. Он кинул тебя потому, что ты его хотел кинуть, а он тебя опередил. Вот и все! Или, например, я знаю, что этот человек с непомерной гордыней, постоянно строит полеми­ку по принципу «сам — дурак». Мой партнер и хороший, добрый приятель так делает. Я ухожу курить. Но он честный и порядочный человек, и мы друг друга дополняем — он в бизнесе умеет то, чего не умею я, и наоборот. И мы относимся друг к другу с уважением. Он говорит про меня так: Борис, водку бы с тобой я не пошел пить не потому, что ты не пьющий, а потому что мне бы просто было неинтересно, но в бизнес я не пойду ни с кем другим — с тобой надежно. Примерно так мне сказала моя старшая дочь. Она сказала: «Папа, если бы ты знал, какая ты зануда, глаза б мои тебя не видели, но, папочка, знаешь, так здорово, когда ты рядом. С тобой так легко». Две взаимоисключающие вещи! То есть я понимаю так, что есть во мне некая надежность, наверное, не мне об этом судить, но я не подстраиваю, не ло­маю человека под себя. То же самое в выстраивании отношений с противоположным по­лом. Я стараюсь всегда четко, ясно говорить — нечто вроде брачного контракта, что ли. Пускай на неделю брак, пускай на два часа — не важ­но. Но говорить, чтобы не было фальши, и чтобы человек не почувствовал, что я его обманул. Себе не дать соврать.

И еще есть «принцип положительной суммы». В том же бизнесе. Когда я смотрю соотношение моих издержек и пользы, то есть моя нервотрепка, какие-то финансовые потери из-за работы с данным человеком стоят ли свеч (я беру корыст­ный пример, потому что он самый яркий, можно посчитать, а психологические вещи еще тяжелее). Я обычно в этих случаях делю лист пополам и оцениваю по 5-балльной системе, записываю «за» и «против», плюсы и минусы. И считаю, кто боль­ше баллов набрал. Вот если мне, допустим, надо съездить в другой город, далеко, на машине. Мне одному тяжело, я прошу товарища, и при этом знаю, что он нервнобольной, что мне будет труд­но, но также я знаю, что у него в машине можно курить, он мне интересен как человек, и я со­глашаюсь с ним поехать. При этом знаю, что когда сяду за руль и попаду в ямку (а перед этим он точно так попал) — будет скандал: мол, кто так ездит, я ему всю подвеску разобью и проч. Я знаю заранее, на что я иду, и спокойно это переношу. То есть я заранее знаю, какую цену придется платить за реализацию своей воли. Я уже не го­ворю про вариант по 11-му шагу, когда моя воля совпадает с волей Бога, вопросов нет — все по­лучается в кайф, и даже кажется, что усилий никаких.

Отсюда следующий принцип, который я при­меняю тоже практически в жизни, но на 100% то, что я говорю, никогда невозможно реализовать, хотя коэффициент совпадений уже достаточно большой… Если что-то делаешь в соответствии со своей волей, надо знать наперед, какую цену я за это заплачу. И я готов платить, и поэтому мне не так больно, когда вексель предъявляют к оп­лате. Оно больно, и надежда на халяву, что проскочит, есть. Ни разу не проскочило! Раньше или позже этот вексель жизнь к оплате предъя­вит.

Так, что такое «честность перед самим со­бой»? Я уже об этом говорил, но пусть будет неким резюме. «Честность перед самим собой» я для себя определил как три вещи: я думаю, я говорю и я делаю — и это должно быть трижды одно и то же. Никогда в моей жизни эти три не совпали на 100%. Нет и быть не может, как мне кажется, такого, но степень совпадения очень большая, по край­ней мере, на первой стадии. Я сегодня на стадии «говорю — думаю», мне даже сегодня подумать одно, а сказать другое не получается. Даже если я хочу сказать не то, что хочу, у меня это полу­чается очень плохо. Не все, что я думаю, я говорю. Например, кто-нибудь спрашивает: «Ты что, меня дураком считаешь?» Я не всегда счи­таю нужным ответить: «Да, считаю». То есть не все, что я подумал, говорю. Но говорю только то, что думаю. С тем, что делаю, степень совпаде­ния меньшая. Но она тоже достаточно высока, трудно оценить это в процентах, думаю, 85-90% есть. Если учитывать, что я подумал, сказал и сделал одно и то же, даже когда я позволяю себе своеволие. Подумал, что это своеволие, сказал себе, что это своеволие, и сделал как своево­лие, зная, что потом заплатишь цену. В этом случае коэффициент совпадения очень велик, и прошу вас, не верьте тому, кто говорит обрат­ное. Это не так.

Отсюда следует, что, когда применяешь эти принципы, проблемы перестают существовать. Проблемы, подчеркиваю, а не задачи. Задача — это когда ясно условие, ясно как решать. А про­блемы — когда пути решения не очевидны. Самый лучший метод решения проблем — это отказ от их решения. И возникает три варианта. Первый, и он составляет 80% оценочно (я не вел статисти­ку) — это то, что эти так называемые проблемы существовали только в моем больном воображе­нии. Я их себе придумал. По принципу «что будет, если будет». Я назвал это паранойей. Дру­гие проблемы — «что было бы, если бы». Это я назвал шизофренией. И метод отказа работает в 80% случаев. Принцип простой — завтрашние проблемы будем решать завтра. Как ни странно, меня этому научил бизнес. Когда я готовился к каким-то переговорам, например, я всегда себе моделировал, что кто скажет, и ни разу у меня не совпадало. Вот когда он скажет — тогда я буду думать. Как только возникает «а если», я просто беру и откладываю проблему в сторону. Потом мне не спится ночью — «а если?» Я сажусь за руль ночью и езжу по ночному городу, полчасика, пару кругов наяриваю — и у меня успокаиваются не­рвы. По дороге подберу кого-нибудь из наших, проведу разъяснительную работу. Я не буду по­казывать пальцем или называть имена, но несколько человек моих ночных случайных встречных ходит к нам. Уже польза. А потом при­хожу и засыпаю как сурок. Или просто пешочком пройтись. Это чисто методологическое. Потому что это «если» действительно навязчиво. Это о 80%.

Еще 10 % проблем рассасываются как-то сами собой, без моего участия. Часто это с финанса­ми связано. У меня после дефолта был замечательный эпизод, когда я затягивал на себе удавку — я под сумасшедшие проценты занимал деньги в одном месте для того, чтобы отдать долг в другом, но первому я уже становился должни­ком на бОльшую сумму. И когда я чуть не довел себя до самоубийства без всяких кавычек, я ос­тановил эту пирамиду, правда, мне понадобилось 7 лет, чтобы развязать у себя на шее этот узел, но я его развязал, и финансовые проблемы решаются теперь без этого ломания ко­пий. Когда мне кто-то говорит, особенно в бизнесе: «Когда проплатишь? Возьми где-нибудь денег». Я говорю: «Какая мне разница, кому я должен, тебе или ему? Я сказал — отдам, зна­чит, отдам». При этом делаю, конечно, все возможное, чтобы ускорить возврат долга… Бы­вает, только поговорили с этим человеком, он «наехал», я кое-как оправдываюсь, извиняюсь… Мне спустя короткое время звонит другой чело­век: «Я тебе там перечислил деньги, помнишь, за работу не проплатил, долг был». Я звоню преды­дущему: «Завтра у тебя будут деньги». Тот: «Я тебя напугал, так ты сразу и нашел». Короче, рассасываются сами собой… Остальные 10% ре­шатся, когда станут ясны условия, тогда появляется решение. То есть появляется на го­ризонте та дверь, которую до этого не видел.

Я говорю ответственно, поверьте, все, что я говорю, я проверил на себе. К тому же все, что я здесь говорю, написано в книге «Анонимные алкоголики». Надо только уметь прочитать. При­чем что интересно, несколько экземпляров этой книги — с карандашом или без него — я до дыр зачитал за эти годы. И каждый раз какой-то но­вый нюанс обнаруживаешь, что-то все равно вырисовывается по-новому. С течением времени будут плавно, медленно и незаметно происхо­дить изменения. Очень опасны революции. Если происходит какая-то революция — значит, это не к добру, значит, это бунт своеволия, внутри пробуждается моя болезнь. А изменения проис­ходят крайне незаметно. Я иногда что-то скажу, сделаю, и сам начинаю удивляться себе сегод­няшнему.

Самый поразительный случай со мной был не так давно. Я холерик, импульсивный, вспыль­чивый человек. И вот как-то на даче были у меня наши люди, шашлычок, гитара, разговоры… легли спать. В 5.30 утра меня будят: оказывается, у меня был маленький баллон с газом, и его не зак­рутили. А над кухней, где стоял баллон, спала супружеская пара, и утром по какой-то причи­не газ взорвался, выбило все стекла, начали гореть занавески. Эти муж с женой, слава Богу, успели выйти, и они меня будят. Клянусь вам, я сам себе поразился: я выхожу, смотрю — рамы оконные вылетели все, правда, но все уже поту­шили. «Так зачем меня разбудили?» — «Газ же взорвался!» — «Так ведь уже взорвался». И пошел спать дальше. Что интересно, пока я «досыпал», там еще ребята оставались, они застеклили окна, рамы вставили на место, я просыпаюсь — как будто ничего не произошло. Я поразился своему самообладанию. Ну, не было такого никогда раньше за всю мою долгую жизнь! Оно пришло лет 5-6 назад. Я сам себе поразился. Вот такие от­крытия в себе находишь. Это доставляет такой душевный комфорт.…

Еще я научился говорить два простых рус­ских слова, у меня их не было в лексиконе. Мне что-то предлагают, а я отвечаю: «я подумаю», даже когда ответ мне кажется очевидным! Я на­учился делать паузу и говорить «я подумаю». Это фантастика!

У меня исчезло из лексикона слово «поче­му?» Я его выкинул за ненадобностью. Зато у меня появилось замечательное слово, которое я раньше почему-то не знал — слово «зачем». Почувствуйте разницу. Ведь вопрос «почему» — не конструктивный, это поиск виновных. Какая мне разница — кто поджег дом? А вот «зачем?» — это ответ на вопрос «что делать?» Тушить. Пото­му что если во время пожара я начну искать, кто поджег дом, если его вообще кто-то поджег, то он сгорит. А если я начну отвечать на вопрос «что делать?», есть надежда спасти дом.

И когда, бывает, приходит ко мне кто-то из «не устоявших», я говорю: ты ответь сам себе, мне можешь не говорить, зачем ты это сделал? Не почему, а зачем? То есть если ты выпил, значит, это тебе было зачем-то надо. Не «почему» тебе это было надо, а «зачем» тебе это было надо? Я призываю всех присутствующих (и читающих) новичков искренне ответить себе на этот воп­рос. Уверяю, если найдется честный ответ на этот вопрос, насколько легче станет решение пробле­мы: зачем я пил, зачем мне нужен алкоголь?

Вот так вкратце о принципах. Насколько процентов они реализовываются? Главное, что я иду по этому пути, — вот в чем основной смысл применения этих принципов. Идти без остано­вок. Это как велосипед: пока крутишь педали — он едет. Скорость не важна. Я наоборот, считаю, что чем ниже скорость — тем эффективней. Один из принципов программы «Тише едешь — дальше будешь». Программа 12-ти шагов помогает сфор­мировать собственную систему мировоззрения, мироощущения, мирооценки. Принципы эти при­меняются чисто для выстраивания этой системы.

Бог мне дал три жизни, у меня три дня рож­дения, я это говорю без всяких кавычек. Первый день рождения, это понятно, когда мать произ­вела меня на свет. Второй — это 12 апреля 1993 года, когда, надеюсь, последний раз в своей жиз­ни я употреблял алкоголь. И третья жизнь была дана 6 декабря 2006 года, когда врачи меня вы­тащили из могилы и дали мне новую жизнь биологическую.

Моя вторая смертельная болезнь после ал­коголизма — это стенокардия, это значит, что я могу помереть в любую минуту, даже прямо здесь. Остановилось сердце — и все. Я это знаю, я к этому готов, я даже стараюсь выполнить англий­ское предписание, что джентльмен имеет право на смерть только после того, как привел в поря­док свои дела и раздал карточные долги. Карточных долгов у меня нет, дела я привел в порядок, и даже написал сценарий собственных похорон и записал видеообращение.

Но я благодарен этим двум болезням. Благо­даря алкоголизму я имею философию, мировоззрение, как хотите это назовите, я имею программу 12-ти шагов. Она наполняет мою жизнь смыслом, делает ее радостной, даже когда пло­хо. Стенокардия увеличила эту радость: я сегодня знаю цену каждой минуты человеческой жизни. Понимая, что я могу «крякнуть» в любую секун­ду, я знаю цену каждой минуты и радуюсь каждой минуте, радуюсь даже когда мне плохо. Нет у меня проблем в прямом смысле слова! Бывают оза­боченности, бывают трудные ситуации, но разве это проблемы? Как сказал Соломон: все прохо­дит — и это пройдет. Жизнь — она одна, я живу — и значит, я способен, я живой и трезвый, зна­чит, я могу что-то сделать».

И тут человек, пришедший на собрание АА впервые, к концу такой вдохновенной заключи­тельной части речи Бориса проснулся, потому что первую половину собрания почти спал. А тут ожил, встрепенулся и громко спросил: «Скажи, а когда и как ты пришел к такой вот своей филосо­фии?» И Борис сходу начал отвечать (честное слово, это был экспромт, и я тому свидетель): «Я пришел к ней 17 лет назад. Первое, что я сделал: признал свое бессилие перед алкоголем, при­знал, что потерял контроль над собственной жизнью. Второе. Пришел к убеждению, что только сила более могучая, чем моя собственная, спо­собна вернуть мое здравомыслие. Третье. Принял решение препоручить свою волю и свою жизнь под защиту Бога. Четвертое. Я глубоко и бесстраст­но проанализировал себя и свою жизнь с нравственной точки зрения. Пятое…« Тут до со­бравшихся дошло, о чем говорит Борис. Более того — до самого Бориса тоже дошло, поскольку начинал он отвечать на вопрос, еще не задумываясь о том, что будет перечислять шаги. Вот эти самые шаги, которые предлагаются как програм­ма выздоровления от алкоголизма:

  1. «Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что потеряли контроль над своей жизнью».
  1. «Пришли к убеждению, что только сила более могущественная, чем наша соб­ственная, может вернуть нам здравомыслие».
  1. «Приняли решение   препоручить   нашу волю, нашу жизнь под защиту Бога, как мы его понимаем».
  1. «Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зре­ния».
  1. «Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений».
  1. «Полностью подготовили себя к тому,чтобы Бог избавил нас от наших недо­статков».
  1. «Смиренно просили Бога избавить нас от всех наших изъянов».
  1. «Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними».
  1. «Лично возмещали   причиненный   этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».
  1. «Продолжали самоанализ и, когда до­пускали ошибки, сразу же признавали это».
  2. «Стремились путем молитвы и размыш­ления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого».
  3. «Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы ста­рались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах».

Когда текст книги был отдан на последнюю читку глав­ному герою, тот, прочитавши, сказал, что у него есть стойкое ощущение, что здесь чего-то не хватает. Вернее, кого-то. А именно — человека, который незримо в спек­такле под названием «Жизнь» Бориса присутствует все 17 лет. Этот человек — наставник Бориса.

Тут стоит заметить, что сам Борис как наставник для своих подопечных — тиран. Он говорит обычно человеку: «Если ты делаешь так, как я говорю, и не делаешь так, как я делать не рекомендую, тогда я делю с тобой ответствен­ность. Если ты делаешь по-своему, то тогда ищи себе другого наставника». Юрий (так зовут наставника Бориса) совсем другой. Он улыбчивый, спокойный, доброжелательный. Он терпел пьяный бред Бориса в те 400 дней запоя, который тот нес по телефону, и особенно активно помогал ему в первые годы трезвости. Юрий никогда прямо не указывал на то, что его подопечный должен выполнить непременно, он всегда говорил: «Я бы сделал так». Борис возмущался, матерился, отказывался поступать по-Юриному, а тот был мягко-настойчив «поступай как знаешь, но я бы сделал так». Сейчас Борис обращается к совету наставника все реже и реже, но ни разу за 17 с половиной лет он не ослушался Юрия. Даже если, особенно вначале, ничегошеньки не понимал или был категорически не согласен. Он делал так, как говорил Юра, и результаты были ошеломительные. Для Бори это человек, посланный Богом, не меньший по своей значимости, чем Папа Римский для католиков. Ему — заключительное слово:

«Очень трудно писать заключительное слово. Думаю, итоги подводит Бог. А я постараюсь описать свое видение.

В 1989 году я присутствовал на первичной консуль­тации американского специалиста, приехавшего помогать нашим алкоголикам. И услышал историю жизни и употребле­ния одного из них. Тогда даже у меня, знавшего эту тему не по рассказам, волосы на голове встали дыбом. И про себя я подумал: «Здесь уже ничего нельзя сделать». Однако ответ американца поразил меня. Он сказал: «МЫ ТЕБЕ ПОМОЖЕМ». И человек, услышав это, воспрял, расправил плечи, поднял глаза от пола вверх, как-то засветился весь и с надеждой спросил: «Это правда? Вы действительно мне поможете?« И услышал простой ответ: «МЫ ТЕБЕ ПОМОЖЕМ». И человек по­верил. Вот сейчас, когда прошло уже более 20 лет трезвой жизни этого человека, и мы вспоминаем эту первую встре­чу, он повторяет всегда одни и те же слова, оставшиеся в его памяти: «МЫ ТЕБЕ ПОМОЖЕМ».

Человек помог человеку. И эта книга, написанная сердцем о себе и о помощи другим через свою жизнь — это тоже помощь человеку от человека. В ней есть те самые слова, обращенные к каждому из нас. Для каждого они свои. А уж кому и какие — каждому подскажет его сердце».

Юрий Сорокин

руководитель реабилитационного центра