АА взрослеет. Краткая История АА (075)
Бесплатная Помощь
АА взрослеет. Краткая История АА (075)

АА взрослеет. Краткая История АА (075)

АА взрослеет. Краткая История АА (075)

Глава IV. МЕДИЦИНСКИЙ ВЗГЛЯД НА АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ

Итак, мы все больше и больше начинаем понимать, что ваши принципы — признание собственной несостоятельности, смирение, обращение к высшим силам за наставлением, постоянная ежедневная трезвость и, в первую очередь, анонимность — это гарантия от приобретения известности в качестве лидера Анонимных Алкоголиков. Эти принципы имеют жизненно важное значение. Вы, испытавшие разрушительное воздействие алкоголя на вашу жизнь, работаете в группах коллективно и индивидуально, и вы оказываете гораздо большее воздействие на решение проблемы алкоголизма, нежели кто-нибудь до вас. Нам необходимо такое воздействие в сегодняшнем мире, где доминирует чувство страха.

Алкоголизм — это бегство, но от чего? От невыносимых ситуаций в вашей жизни, а в наши дни весь мир находится в невыносимой ситуации. Поэтому распространение алкоголизма неудивительно. Помимо этого, ситуация в обществе такова, что искушения, связанные с алкоголем, подстерегают нас на каждом шагу. Я думаю, это единственный съезд, за исключением, пожалуй, чисто религиозных собраний, да и то не всегда, где действительно нет места алкоголю.

Я не уверен, являетесь ли вы желанными гостями на обычных городских собраниях, потому что бары точно не имеют от вас никакой прибыли.

Когда я был ребенком, люди искоса смотрели на любого выпивающего, а сегодня они же предлагают коктейли всем своим гостям. Наши дети растут в окружении, насквозь пропитанном алкоголем. Свойства алкогольных напитков восхваляются на рекламных щитах, по радио, телевидению и в других видах рекламы. Сложите вместе два этих фактора — мир, живущий под гнетом страха, и мир, наполненный алкоголем и предложениями алкоголя — и вы поймете, насколько важно, чтобы люди осознавали истинную сущность алкоголизма, который является глубоким душевным расстройством, которое следует лечить так же, как и другие психосоматические заболевания. Психосоматика попросту объединяет в себе тело и душу.

Мы много слышим о психосоматической медицине в наши дни, но позвольте мне заметить, что любой толковый врач с древнейших времен и до наших дней всегда практиковал психосоматический подход к лечению болезней.

Сэр Уильям Ослер сказал: «Не так важно, что за болезнь у пациента, как личность пациента, страдающего этим заболеванием». Это один из принципов, который вы сумели осознать. Поэтому я пришел сюда с чувством глубокой благодарности за это приглашение. Как я уже сказал, я пришел, чтобы смиренно встать перед вами и выразить восхищение вашими достижениями и сказать вам, что мы, врачи, уверены, что со временем эти достижения станут еще больше и значительней, потому что вы встали на путь, ведущий вверх, вы протянули и протягиваете руку помощи тем, кто нуждается в ней.

Я не психиатр, но я с уверенностью говорю вам, так же как я говорил это тысячам своих пациентов, что в сегодняшнем мире нам более всего необходимо спокойствие ума. Многие люди проповедуют эту идею. На эту тему написано несколько популярных книг. Некоторые называют это «силой позитивного мышления», некоторые — душевным спокойствием, некоторые — миром в душе, но я склонен согласиться с Билли Грэхэмом, который называет это «мир с Богом в душе». Вот что нам необходимо. В нашем безумном материалистическом мире такие организации, как ваша, дают нам силы верить, что надежда еще существует, что существует идеализм, и что мы в состоянии преодолеть наши многочисленные проблемы, серьезнейшей из которых является алкоголизм.

Председатель: Я мастер на все руки без ученых степеней. Я имею в виду, что я врач общей практики и член Американской академии общей практики, штаб-квартира которой располагается здесь, в Сент-Луисе (Я должен был это упомянуть!) На раннем этапе деятельности АА о них заботились три замечательных врача. Билл упомянул доктора Силкуорта; мы все знакомы с нашим другом доктором Гарри Тьебу, а сейчас я хотел бы сказать о докторе Г. Кирби Кольере из штата Нью_Йорк, который помог Биллу У. наладить контакт с Американской психиатрической ассоциацией и сделал там свой замечательный доклад «Медицинский взгляд на Анонимных Алкоголиков», который является важной вехой в истории развития медицины. Поэтому сегодня я хотел бы воздать должное Г. Кирби Кольеру, который ушел от нас около года назад. Д-р Силкуорт, д-р Тьебу и д-р Кольер очень много сделали для АА в годы их становления, и вклад этих троих людей невозможно переоценить.

Следующий докладчик является, по моему мнению, выдающимся врачом. Во-первых, он доктор медицинских наук, специалист в такой области медицины как психиатрия. Он написал много статей, пробуждающих большие надежды. Хочу обратить ваше внимание на его последнюю работу, которая называется «Эго-  факторы в борьбе с алкоголизмом». Мы размножили эту статью и распространили ее среди членов нашей группы в Рочестере. Мы считаем, что это одна из лучших статей, написанных в последние годы. Конечно, все мы, алкоголики, наделены этим эго, которое столь правильно описывает д-р Тьебу.

Я с огромным удовольствием представляю вам давнего друга Билла, большого друга АА, отличного врача, ученого и исследователя, д-ра Гарри Тьебу из Гринвича, штат Коннектикут. Д-р Гарри М. Тьебу: При обычных обстоятельствах мне следовало бы поблагодарить председательствующего за его чрезвычайно лестный отзыв, если бы не тот факт, что в течение многих лет я проповедую необходимость подавления эго, хотя теперь не уверен, что достаточно в этом преуспел. Когда я получил приглашение выступить перед этой группой, я тут же сказал: «Да, я хочу поехать туда». Как вы все знаете, я связан с АА в течение многих лет, поэтому в моей голове промелькнули все воспоминания, собранные за эти годы, и так много можно было бы рассказать, что я даже не знал, с чего лучше начать. С вашего позволения, я воспользуюсь своими записями, чтобы не пропустить основные моменты, о которых хотелось бы сказать.

Обычно на встречах АА выступающий объявляет себя алкоголиком, а затем рассказывает свою историю, расточая при этом мудрость или юмор, или то и другое вместе. Я также расскажу свою историю, хотя не очень уверен, будет ли она такой же забавной или мудрой, как у членов АА.

Я познакомился с АА в 1939 г. через своего пациента, который стал членом нью-йоркской группы. Я хорошо помню свой первый приход к ним. На встрече царило сильное возбуждение. АА собирались впервые выступить на радио. Один из членов группы, желавший реабилитировать свое доброе имя, поговорил с Гэбриэлем Хиттером. Услышав его историю, Хиттер предложил этому анонимному алкоголику выступить в программе «Мы, народ». В тот вечер и должна была состояться эта радиопередача, и обстановка была слишком особой и волнующей для обычной встречи. Само выступление всех несколько разочаровало. Выступавший в программе анонимный алкоголик коротко поведал о своем опыте, и это было все. Тем не менее, АА сделали шаг навстречу своей известности; на самом деле, это был небольшой шажок, но один из многих на пути, который в конечном итоге привел к их нынешнему положению на национальной и международной арене.

Позднее я присутствовал на других встречах, проходивших более традиционно, и по мере моего участия в них, у меня сформировалось убеждение, что этой группе удалось найти метод, решающий проблему неумеренного употребления алкоголя. В каком-то смысле, это был ответ на мои молитвы. После многих лет, в течение которых я безуспешно ломал голову над решением проблемы лечения алкоголиков, у меня появилась надежда.

В этом смысле первые два-три года моих взаимоотношений с АА были наиболее увлекательными за всю мою профессиональную жизнь. Для АА тогда наступило время чудес. Все происходящее казалось необыкновенным и замечательным. Удавалось вытаскивать со дна жизни безнадежных пьяниц. Люди, которые ранее безуспешно перепробовали все известные средства борьбы с алкоголем, откликались на этот новый подход. Находиться рядом с такой группой, хотя бы и в качестве наблюдателя, было очень волнующим переживанием.

Кроме того, с профессиональной точки зрения открывался широкий ряд новых возможностей для лечения алкоголизма. Ключ к трезвости надо было искать в опыте АА. Это был первый реальный

ключ после многих лет безуспешных поисков. Впереди открывались захватывающие возможности. Я думал, что смогу изучить методы работы АА и кое-что узнать о том, как люди перестают пить. Да, я разделял общее возбуждение, царившее в те годы. Я видел свет в конце тоннеля.

В этом смысле мое будущее представлялось для меня ясным. Мне надо было попытаться понять, что придавало силы АА. Я бы недалеко продвинулся в поисках ответа на этот вопрос, если бы не Билл и другие ветераны АА. Некоторую помощь мне принесло изучение Двенадцати Шагов, но гораздо более важное значение имели интуитивные догадки Билла и его товарищей относительно сути процессов, с помощью которых АА добивались таких результатов.

Я слышал о необходимости дойти до дна, о необходимости склониться перед Высшей Силой, о настоятельной необходимости смирения. Эти идеи никогда не возникали на моем профессиональном горизонте и уж точно никогда не влияли на мои мысли или поведение вне профессиональной сферы. Они были революционны, но казались здравыми, и я обнаружил, что ступил на путь многочисленных открытий.

Я стал более ясно понимать, что значит на самом деле дойти до дна, и начал пытаться распространять этот опыт, всегда при этом удивляясь, что же происходит внутри человека, когда он проходит через это критический процесс падения на самое дно.

Наконец, судьба еще раз улыбнулась мне, на этот раз в лице одной моей пациентки. В течение некоторого времени я практиковал на ней этот новый метод психотерапии, нацеленный на то, чтобы довести ее до самой критической черты, до дна. По совершенно непонятным мне причинам, с ней произошла некоторая довольно типичная трансформация, что привело ее к позитивному душевному состоянию. Она вдохновилась новыми для нее духовными идеями и начала посещать различные церкви в нашем городе. Однажды утром она вошла в мой кабинет со сверкающими глазами и с порога начала говорить: «Я знаю, что со мной произошло! Я вчера услышала об этом в церкви. Я сдалась». Благодаря этому слову «сдалась» я впервые начал по-настоящему понимать, что происходит при падении на дно. Алкоголик всегда старается не признаваться себе в том, что он побежден, что он беспомощен перед алкоголем. После того, как он сдается, он прекращает эту борьбу, признается себе, что побежден и беспомощен перед алкоголем, и что ему нужна помощь. Если он не сдастся, он будет проходить через многочисленные кризисы, которые не принесут ничего конструктивного. Необходимость добиться капитуляции личности стала новой врачебной задачей. Чудеса в АА стали понемногу проясняться, хотя причина все еще была не ясна: почему программа АА и членство в этой организации помогают прийти к капитуляции, что, в свою очередь, может привести к соблюдению трезвости?

Как можно было предположить, я переживал собственные волнующие ощущения. Я принимал участие в происходящем, и это был замечательный опыт. Я все еще задавался неясными вопросами, но переменил направление своего лечебного воздействия. Теперь задача состояла в том, чтобы добиться капитуляции. Но я столкнулся с многочисленными сопротивлениями этой идее. Предстояло исследовать совершенно новую область. По мере продолжения этих исследований, я стал все более отчетливо понимать, что в душе каждого человека существует несгибаемое эго, которое яростно сопротивляется любой мысли о поражении. Нельзя ожидать от человека никакой капитуляции до тех пор, пока его эго не будет как-либо подавлено или нейтрализовано. У меня ушло пять или шесть лет на то, чтобы перенести акцент с необходимости полного падения человека на подавление его эго для достижения капитуляции.