ЯЗЫК СЕРДЦА Статьи Билла У. для журнала «Грейпвайн»
Часть первая: 1944-1950 гг. Раздел 1: Формирование традиций. Скромность - курс на хорошие отношения с общественностью (август 1945 г.)
Прослушать или скачать файл в формате MP3
Читать:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: 1944-1950 гг.
Летом 1944 года Содружество Анонимных Алкоголиков переживало феноменальный рост. Лидерство в АА все еще находилось, главным образом, в руках его основателей. Был лишь один крошечный офис в Нью-Йорке, где Билл У. с несколькими помощниками изо всех сил пытались поспеть за чрезвычайно быстрым притоком новых членов – почти непосильная задача. Благодаря статье Джека Александера, опубликованной в газете «Сэтедэй Ивнинг Пост» в 1941 году, число членов АА к концу года выросло с двух до восьми тысяч. К 1950 году это число превысило девяносто шесть тысяч человек, а количество групп подскочило с пяти сотен в 1944 до трех с половиной тысяч в 1950 году. Вслед за этим всплеском в развитии самого Содружества многие неалкоголики из медицинских и религиозных кругов, а также средств массовой информации узнавали об АА как о выходе для алкоголиков, кажущихся безнадежными, и шумно требовали информации и ответов о методике АА.
Поток писем, устремившийся в маленький штаб Содружества, вкупе с опытом, по крупицам собранным в результате посещения групп по всей Северной Америке, прояснили для Билла и других членов-основателей те принципы, которые, по-видимому, должны были укрепить общее единство, как и те, что часто вели к конфликтам. Столкнувшись с бурным разрастанием АА и проблемами внутри и вне его, Билл прекрасно осознавал: новое Содружество легко может пойти ко дну под грузом собственного успеха – если только не разработать некий свод направляющих принципов и эффективную политику общения с широкой публикой.
И статьях первой части этого сборника Билл описал накопленный опыт и предложил на рассмотрение Содружества набор практических ориентиров. Апогеем этих знаковых статей стала публикация в апрельском выпуске 1946 года Двенадцати рекомендуемых пунктов Традиций АА», теперь известных как развернутая форма Двенадцати Традиций.
Раздел 1: формирование традиций. Скромность – курс на хорошие отношения с общественностью (август 1945 г.)
За те недолгие годы, что АА находится в поле зрения общественности, сотни тысяч слов написаны о Содружестве в газетах и журналах. В последнее время к этим каналам связи добавились радиокомментарии, а иногда и радиотрансляции, спонсируемые Анонимными Алкоголиками. И едва ли хоть одно слово критики или насмешки прозвучало в наш адрес!
Пускай порой наша деятельность освещается в не очень-то возвышенном ключе, нам вряд ли стоит на это жаловаться. В конце концов, пьянство – дело не особо благородное!
Бесспорно, у нас есть все основания испытывать огромную благодарность за то, что множество журналистов, редакторов, священнослужителей, врачей – самые разные наши друзья – продолжают продвигать наше дело с таким сочувствием и энтузиазмом. Прямым результатом их стараний стал приход в АА тысяч алкоголиков. Это хороший результат, и даже чудесный, с учетом того, сколько ошибок мы могли бы допустить и как сильно могли бы запутаться, если бы придерживались иной стратегии – например, если бы участвовали в спорах о «сухом законе». Может, мы даже рассорились бы с нашими добрыми друзьями – представителями религий и медицины. Но ничего такого не произошло. Слава Богу, нам невероятно везет!
Все это выглядит как замечательная история успеха- однако, на наш взгляд, нам не с чем себя поздравлять. Ветераны АА, которым известен весь ход событий, единодушны во мнении: тут явно прослеживается вмешательство некоего высшего разума, иначе мы никак не смогли бы избежать такого множества опасностей и ни за что бы не наладили столь дружеских отношений с миллионами людей во внешнем мире.
Тем не менее, история хранит свидетельства как о расцвете, так и о крахе энного числа многообещающих благих начинаний – политических, религиозных, социальных. Некоторые из них выработали свой ресурс, но большая часть зачахла преждевременно. Что-то неправильное или нездоровое внутри них всегда проявлялось снаружи. Это вредило их отношениям с общественностью, их развитие останавливалось, и они застревали в мертвой точке или же распадались.
Восхваление личностей, чрезмерная гордость, снедающее честолюбие, склонность к саморекламе, фанатичная самоуверенность, одержимость деньгами или властью, нежелание признавать ошибки и учиться на них, самодовольство, ленивая беспечность – эти и многие другие обыденные разновидности пороков очень часто одолевают целые движения и отдельных людей.
Как личности мы, члены АА, много страдаем от точно таких же изъянов и ежедневно должны признавать их у себя и бороться с ними в собственной жизни, чтобы оставаться трезвыми и успешными, но в наши отношения с общественностью подобные замашки проникают редко. И все же однажды это может случиться. Не стоит говорить: «Нет, такое невозможно!»
Читавшие июльский выпуск «Грейпвайна» были поражены и отрезвлены историей Вашингтонского движения. Трудно поверить, что около века назад газеты нашей страны восторженно писали о ста тысячах алкоголиков, помогающих друг другу сохранять трезвость, а к настоящему времени следы этого благого начинания исчезли уже настолько, что лишь немногие из нас вообще слышали о нем. Давайте пробежимся по статье о вашингтонцах и выделим некоторые фразы. «Массовое собрание в 1841 году в городском парке Нью-Йорка собрало четыре тысячи слушателей. Выступающие стояли на перевернутых бочонках из-под рома». «Триумфальные парады в Бостоне. Знаменитый Фэнел-Холл набит битком». (Чрезмерная самореклама – самолюбование? В любом случае, очень похоже на обычное поведение алкоголиков, не правда ли?) «Политики жадно следили за стремительным ростом числа членов движения… и способствовали крушению местных групп в попытках собрать голоса». (Опять-таки похоже на личные амбиции, а также ненужное участие групп в спорных делах; в то время острым политическим вопросом была отмена рабства).
«Вашингтонцы были уверенны в себе… они презирали старые методы». (Может, слишком самоуверенны? Они не умели учиться у других и принялись состязаться с прочими организациями в своей сфере – вместо того, чтобы с ними сотрудничать).
Как и у АА, у вашингтонцев изначально была лишь одна задача: «Занимались только исправлением пьяниц и считали, что их не касается, употребляют ли алкоголь другие люди, которым он вредит мало». Но позднее этот принцип получил следующее развитие: «Среди более старых местных организаций были расхождения во мнениях: одни хотели оставить вино и пиво, другие требовали законодательного запрета алкоголя – в пылком стремлении привлечь новых членов они взялись за многих неумеренно пьющих людей, не обязательно алкоголиков». (Таким образом, первоначально четкое и простое предназначение групп начало распыляться на бесплодные споры и противоречивые цели).
И еще: «Некоторые [из местных групп вашингтонцев] использовали свою казну для финансирования собственных публикаций. Не было никакой общей стратегии в отношении редактуры. Редакторы местных газет грызлись с редакторами антиалкогольных изданий». (Очевидно, что проблемы возникали не столько из-за самого факта выпуска местных публикаций, сколько из-за отказа вашингтонцев придерживаться своей изначальной цели, избегая конфликтов с кем бы то ни было, а также из-за того, что в отношении связей с общественностью у них явно отсутствовала общенациональная политика или традиция, которой готовы были бы следовать все члены сообщества).
Мы уверены: если бы наши предшественники-вашингтонцы могли вернуться на землю, то были бы рады увидеть, что мы учимся на их ошибках. Они не сочли бы наши наблюдения бессмысленной критикой. Живи мы в их время, мы могли бы совершить те же самые ошибки. Возможно, сейчас мы уже начинаем повторять некоторые из них.
По этой причине нам нужно все время пристально вглядываться в себя самих, чтобы быть уверенными в том, что внутренне мы всегда будем достаточно сильны и целеустремленны для правильного общения с внешним миром.
А есть ли политика по связям с общественностью у АА? Достаточно ли она хороша? Ясны ли ее главные принципы? Будет ли она соответствовать меняющимся условиям грядущих лет?
Теперь, когда общественное внимание к нам быстро растет, многих членов АА волнуют эти вопросы. В сентябрьском выпуске журнала я постараюсь вкратце осветить, какова наша тактика в отношениях с общественностью в настоящее время, как она сформировалась и в чем, с точки зрения ветеранов АА, ее можно было бы усовершенствовать, чтобы лучше справляться с нашими новыми, более острыми проблемами.
Так давайте всегда будем готовы извлекать из опыта уроки!
Все статьи из книги
Слушать - читать- скачать статьи из книги Язык Сердца.