Статья Билла У."Лидерство в АА как извечная насущная потребность"(апрель 1959 г.)
Бесплатная Помощь
ЯЗЫК СЕРДЦА Статьи Билла У. для журнала «Грейпвайн» “Лидерство в АА как извечная насущная потребность”(апрель 1959 г.)

ЯЗЫК СЕРДЦА Статьи Билла У. для журнала «Грейпвайн» “Лидерство в АА как извечная насущная потребность”(апрель 1959 г.)

Ни одно сообщество не способно эффективно функционировать без умелого руководства на всех его уровнях, и АА не исключение. Тем не менее, нужно сказать, что мы порой тешим себя мыслью о том, что можем обойтись безо всякого руководства вообще. Мы склонны искажать традиционную идею «принципы выше личностей» до такой степени, что в лидерстве совсем не остается места для «личности». Но тогда это были бы не лидеры, а, скорее, безликие роботы, старающиеся угодить всем и каждому.

И напротив, бывает, мы столь же склонны требовать, чтобы лидерами в АА были непременно люди самых безукоризненных суждений и моральных качеств, преисполненные воодушевления,
великие деятели, высший пример для всех, практически непогрешимые.

Конечно же, реальным нашим лидерам приходится вести свою деятельность где-то между этими абсолютно вымышленными полюсами желанного совершенства. Несомненно, в АА нет ни одного безликого лидера, как нет и ни одного идеального. К счастью, наше сообщество благословлено неограниченным числом настоящих лидеров – тех, кто уже активен сегодня, а также потенциальных лидеров завтрашнего дня – новых поколений способных людей, вливающихся в наши ряды. Среди нас есть множество мужчин и женщин, чьи самоотверженность, надежность, проницательность и особые навыки позволили бы им справиться с любыми задачами по обслуживанию. Нам нужно лишь отыскать таких людей и вверить им обслуживание Содружества.

Где-то в нашей литературе встречается утверждение вроде «Наши лидеры не командуют нами – они ведут нас своим примером». По сути, мы говорим им: «Действуйте за нас, но не распоряжайтесь нами». Следовательно, лидер в служении АА – это человек, который лично может воплощать принципы, планы и стратегии на деле так преданно и эффективно, чтобы остальные члены Содружества захотели поддержать его и помочь ему в его работе. Если лидер слишком уж нами «рулит», мы бунтуем; но если он становится безропотным исполнителем, не имеющим собственного мнения, то он и не лидер вовсе.

Хорошее руководство разрабатывает планы, стратеги и идеи по совершенствованию нашего Содружества и его служб. Однако по новым и важным проблемам оно широко консультируется с другими, прежде чем принять решение и действовать. Хорошее руководство всегда помнит, что отличный план или идея может прийти от кого угодно и где угодно. Потому оно часто будет отказываться от собственных взлелелеянных планов ради чужих, которые лучше, при этом отдавая
должное их источнику.

Хорошее руководство никогда не сваливает ответственность на других. Однажды убедившись, что в достаточной мере пользуется общей поддержкой или может ее получить, оно свободно принимает решения и сразу реализует их – разумеется, при условии, что такие действия не выходят за оговоренные рамки его влияния и ответственности.

«Политикан» – это тот, кто вечно старается «дать людям желаемое». А политик – это человек, хорошо разбирающийся в том, когда нужно что-то делать и когда не нужно. Он осознает, что даже подавляющее большинство может порой круто заблуждаться, если оно сильно взволнованно или плохо информировано. Когда возникает такая нестандартная ситуация, а на кону стоит нечто крайне важное, то руководство, даже если оно выступает в меньшинстве, всегда обязано выстоять против бури, используя все свое влияние и силу убеждения, чтобы изменить положение.

Однако ничто так не гибельно для руководства, как оппозиция ради самой оппозиции. Нельзя говорить: «Или сделаем по-нашему, или вообще никак». Такое сопротивление часто продиктовано слепой гордыней или же раздражением, которое заставляет нас испытывать желание заблокировать что-то или кого-то. Бывает и так, что оппозиция просто заявляет: «Нет, нам это не нравится», а подлинных причин не называет. Так не годится. Руководство, если его спросят, должно всегда приводить свои доводы, и притом весомые. Кроме того, лидер должен понимать: даже очень надменные и сердитые люди могут иногда быть абсолютно правы, а спокойные и более скромные – ошибаться.

Эти пункты – практические иллюстрации тех видов проницательности и самокритического анализа, которые истинный лидер всегда должен стараться практиковать.

Еще одно качество, которым должен обладать лидер – способность охотно идти на уступки всегда, когда подходящий компромисс может повернуть ситуацию в направлении, которое кажется верным. Нам, алкоголикам, склонным жить по принципу «все или ничего», компромиссы даются трудно. Как бы то ни было, мы не должны забывать, что прогресс почти всегда характеризуется рядом компромиссов ради улучшения. Но не можем мы и вечно уступать. Время от времени действительно необходимо твердо стоять на своем до тех пор, пока вопрос не будет урегулирован. В таких ситуациях нужно тщательно рассчитывать время и очень внимательно разбираться в ситуации, чтобы определить, какой курс избрать.

Лидерам часто приходится сталкиваться с резкой критикой, порой продолжительной. Это жесткое испытание. Всегда есть конструктивные критики, наши истинные друзья. Нам следует всегда внимательно их выслушивать. Мы должны быть готовы к тому, что они подкорректируют наши взгляды или даже кардинально их изменят. Зачастую нам также придет не соглашаться с ними и отстаивать свою позицию, не теряя их дружбы. Потом, есть еще те, кого мы могли бы назвать своими «деструктивными» критиками. Они давят на нас, политиканствуют, обвиняют. Возможно, они полны ярости и злости. Они распространяют слухи, сплетничают, чтобы добиться своего – само собой, все это во благо АА! Впрочем, мы, в конце концов, усвоили, что эти ребята, которые, возможно, больны немного сильнее, чем остальные в Содружестве, совсем не обязательно наносят реальный вред – по крайней мере, в АА. Все целиком зависит от того, как мы поведем себя с ними.

Для начала нам следует очень внимательно их выслушать. Иногда они говорят чистую истину; иногда в их словах лишь часть истины. Но чаще всего в своих рассуждениях они просто доходят до абсурда. Если мы в пределах досягаемости, то нас может одинаково задеть и чистая правда, и полуправда, и даже полное отсутствие правды. Потому-то и нужно слушать внимательно. Если в их речах есть хотя бы доля истины, то нам лучше, несмотря ни на что, поблагодарить их и углубиться в самоанализ, признав, что мы были неправы. Если же они говорят бессмыслицу, мы можем их проигнорировать. Или выложить все карты на стол и попытаться их убедить. В случае неудачи нам остается лишь сожалеть, что они слишком больны, чтобы нас услышать, и постараться забыть обо всем этом. Лишь немногие из известных нам инструментов для самоанализа и развития истинной терпимости действуют эффективнее, чем те упражнения, которые дают нам эти наши сумасбродные собратья, обычно имеющие благие намерения. Это всегда дело трудное; иногда нам не удается справиться с ним самостоятельно. Но нужно обязательно продолжать попытки.

Далее следует качество первостепенного значения – дальновидность, на мой взгляд, -это способность верно оценивать вещи в аспекте как ближайшего будущего, так и отдаленного. Кому-то такие устремления могут показаться в некотором роде ересью – ведь мы, члены АА, постоянно говорим себе «Шаг за шагом!» На самом же деле, этот столь ценимый нами принцип относится лишь к нашей эмоциональной жизни и означает только то, что нам не следует ни сожалеть о прошлом, ни фантазировать и мечтать о будущем. Как отдельные люди и как Содружество мы, несомненно, пострадаем, если оставим доброму Провидению всю работу по планировании завтрашнего дня. Бог наделил человека хорошей способностью к предвидению и, очевидно, ожидает, что мы будем ее применять. Поэтому важно различать мечты о счастливом будущем и сегодняшнее использование нашей способности к вдумчивой оценке – такой, которая, по нашему упованию, принесет будущий прогресс вместо непредвиденной беды. Следовательно, дальновидность – это самая суть рассудительности, очень здоровая добродетель. Конечно, мы часто будем ошибаться в расчетах относительно будущего – полностью или частично. Но все равно это будет гораздо лучше, чем совсем отказаться думать о нем.

Оценивание имеет несколько аспектов. Сначала мы окидываем взглядом прошлый и настоящий опыт, чтобы составить свое мнение о том, что он означает. На этой основе строим ориентировочную идею или стратегию. Потом размышляем о том, как она могла бы сработать в ближайшем будущем. Произведя такую оценку, задаемся вопросом, как наши стратегии и идеи работали бы в различных условиях, могущих возникнуть в более отдаленном будущем. Если идея кажется выигрышной, испытываем ее – по возможности, в порядке эксперимента. Через какое-то время снова оцениваем положение и спрашиваем себя, сбывается ли наша оценка или, может, сбудется вскоре.

Примерно на этом этапе нам, возможно, придется принять окончательное решение. Наша стратегия или план может до сих пор выглядеть прекрасно и приносить явные плоды. Тем не менее, нам следует очень тщательно обдумать, какими будут долгосрочные результаты. Не обернутся ли сегодняшние близкие преимущества большими трудностями в будущем? Почти всегда будет искушение ухватиться за непосредственную выгоду в настоящем, совершенно позабыв, что тем самым мы, быть может, даем ход опасным прецедентам и последствиям.

Это отнюдь не фантастические теории. Мы уяснили, что должны постоянно применять эти принципы оценки, особенно на уровне всемирного обслуживания, где ставки высоки. К примеру, о взаимоотношениях с общественностью нам нужно оценивать реакцию и групп АА, и широкой публики как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. То же самое – в отношении нашей литературы. Также необходимо рассчитывать наши финансы и планировать траты. Мы должны рассматривать свои нужды в плане обслуживания в их взаимосвязи с общими экономическими условиями, возможностями групп и их готовностью вносить пожертвования. По многим подобным проблемам нам очень часто приходится думать на целые месяцы и даже годы вперед.
По сути, все Двенадцать Традиций АА изначально были вопросами оценки и предвидения будущего. Много лет назад у нас медленно зарождалась идея о самообеспечении АА. Там и сям возникали сложности в связи с дарами извне. Они все усугублялись, и потому мы начали вырабатывать полигику непринятия таких подарков. У нас возникло подозрение, что крупные суммы денег будут толкать нас к безответсвенности и отвлекать от основной цели. В конце концов, нам стало ясно: в будущем поступающие извне средства могут совершенно разрушить наше Содружество. И тогда то, что до сих пор было лишь идеей или общим курсом, прочно утвердилось в виде одной из Традиций АА. Мы поняли, что должны пожертвовать быстрой и близкой выгодой ради своей будущей безопасности.

Через это же мы прошли и в связи с проблемой анонимности. Поначалу был ряд случаев публичного раскрытия анонимности, и это казалось полезным. Но со временем пришло понимание того, что множественные нарушения анонимности привели бы к хаосу в наших рядах. Так формировалась наша концепция во имя завтрашнего дня – сначала проблеск идеи, затем экспериментальная стратегия, твердый курс и, наконец, глубокая убежденность. Такой наш процесс оценки будущего. Наше ответственное руководство в области всемирного обслуживания всегда должно быть особенно искусным в этом жизненно важном деле. Такие способности оставляют желать лучшего, в особенности среди наших попечителей, и я считаю, что большую часть из них следует выбирать исходя из дара прогнозирования, уже проявленного ими в своей деловой и профессиональной карьере.

Нам всегда будет необходимо, чтобы лидеры служб АА всех уровней обладали многими из этих самых качеств, насколько это возможно. Принципы лидерства практически неизменны, какой бы ни была сфера деятельности. На первый взгляд, эти рассуждения о лидерстве могут показаться попыткой выделить некий привилегированный высший тип членов АА. Но это совсем не так. Мы просто признаем, что наши таланты очень разнообразны. Дирижер оркестра не обязательно хорош в финансовом деле или прогнозировании. Еще менее вероятно, что отличный банкир мог бы сделать успешную карьеру музыканта. Таким образом, говоря о лидерах в АА, мы лишь утверждаем, что нам следует их выбирать по наиболее подходящим талантам, какие только сможем отыскать, и стараться поручать конкретному человеку именно то дело, где его талант принесет нам наибольшую пользу.

Хотя изначально эта статья замышлялась применительно к руководству нашим всемирным обслуживанием, вполне возможно, что многие из ее рекомендаций будут полезны любому, кто ведет активную деятельность в нашем сообществе.

Это особенно верно в отношении непосредственной работы по Двенадцатому Шагу, которой почти все мы занимаемся с большим рвением. Каждый наставник неизбежно является лидером. Ставки здесь огромны, ведь на весах лежит человеческая жизнь, а обычно и счастье целой семьи. Что наставник делает и говорит, насколько правильно он оценивает реакции подопечных, насколько удачно выбирает время для презентаций и насколько хорошо их проводит, насколько успешно справляется с критикой, насколько увлекает подопечного своим личным духовным примером – эти лидерские качества могут решить исход дела. Часто от них зависит жизнь и смерть.

Слава Богу, что Анонимные Алкоголики благословлены таким количеством способных лидеров во всех великих делах Содружества!