Не Господь Бог – 135
Эрнест Курц
История Анонимных Алкоголиков
#НеГосподьБог , #АнонимныеАлкоголики

Часть 2
ЗНАЧЕНИЕ И ВАЖНОСТЬ АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ
Но всё это лишь абстрактное философское размышление. Плюрализм лучше всего проявляется в своём прагматическом влиянии. Проблемы плюралистического озарения в «толерантности» активно приветствуют различия. Разделённое чувство незавершённости приводит к тому, что частичные завершённости в других дополняют, а не разрушают, обогащают, а не уменьшают собственное пристрастие. И поскольку в плюралистическом предположении другие разделяют такой же смысл, такое же принятие, то собственное пристрастие – ограниченное – может быть воспринято как ценное, лелеемое, а не вызывающее сожаление, живое, а не скрытое.
Эти последствия философии жизнерадостного плюрализма очевидны на собраниях Анонимных Алкоголиков. Жизнерадостный плюрализм предлагает и позволяет по- настоящему открыться другим в честной взаимности, которая происходит на этих собраниях. Предполагается признать то, что каждый алкоголик присутствует на собраниях из-за необходимости как отдавать собственный опыт, так и получать ответы на вопросы в том смысле, что каждый человек обогащается, а не теряет благодаря участию всех и каждого. В сфере «духовного» нет никакого смысла ограничивать «добро». Подобно «спасению» для верующего, трезвость члена АА становится тем более ценной, чем большая доля беды в ней.
Может ли такой «жизнерадостный плюрализм» существовать вне Анонимных Алкоголиков? Насколько далеко можно даже смягчить чувство «духовного» в АА, не разрушая их? В конце концов, проблемы современной эпохи едва ли возникают из-за ажиотажа по поводу трудностей, связанных с «духовным» – или так только кажется? Вопрос сложный; и требовать понимания этого здесь для Анонимных Алкоголиков, даже в понимании алкоголизма как метафоры болезни, может показаться слишком взыскательным. Тем не менее, учитывая даже возможность того, что такая метафора верна, а не просто фигура речи, презентация плюрализма АА вряд ли тянет более чем на попытку в том, чтобы раскрыть и исследовать это понимание.
Часто, на собраниях Анонимных Алкоголиков, кто-нибудь из членов АА задумчиво высказывает мысль: «Если бы только мир был похож на собрание АА». Это, несомненно, маловероятно и, вероятно, невозможно, но изучить смысл происхождения этой фантазии может несколько облегчить понять тот вклад, который Анонимные Алкоголики предложили своей культуре – современной Америке XX века. Наш исторический анализ открыл основную динамику Анонимных Алкоголиков как «открытого признания разделения честности во взаимной уязвимости». Но, честно делиться взаимной уязвимостью, и есть предваряющий шаг.
Первый контакт отдельного алкоголика с Анонимными Алкоголиками происходит в контексте как бы исследования готовности, чтобы признать в отношениях взаимной честности ту уязвимость, которую он разделит с другими алкоголиками. Поэтому сначала стоят посещения собраний АА, то есть это происходит только в том случае, если задуматься о «проблеме употребления» и, по крайней мере, обрести некоторую уверенность в том, что другие, кто пришёл на собрание, по крайней мере, думают о том же. Эта открытость, пусть и небольшая, к взаимной честности об общей уязвимости обязательно предшествует способности участвовать в общей честности во взаимной уязвимости, особенно в том, что признаётся открыто.
Понимание такой последовательности подчёркивает важный момент в терапии АА и указывает на то, что, возможно, является самым конкретным вкладом АА в современную дилемму в отношении ограниченности: принятие философии плюрализма, такого как у АА, – это способность воспринимать отличия как возможность для обогащения, а не угрозу, а способность распрямиться в контексте общей честности взаимной уязвимости, открытого признания требует, чтобы в основе обмена опытом было больше бессилия, чем силы.
Эта сила возникает именно от бессилия – это древнее и основное фундаментальное религиозное положение. Точно так же и с проницательностью, с которой среди множества явлений, улавливающих исторический контекст Америки Двадцатого века, Анонимные Алкоголики разобрались лучше всего, если только сами не засвидетельствовали с ясностью и простотой, то с готовностью делились своей мудростью, легко, наглядно и понятно и доступно для всех.
