Не Господь Бог – 144
Эрнест Курц
История Анонимных Алкоголиков
#НеГосподьБог , #АнонимныеАлкоголики
Часть 2
ПРИЛОЖЕНИЕ А
АНОНИМНЫЕ АЛКОГОЛИКИ И АБСОЛЮТЫ: «ДУХОВНЫЙ» РОСТ ИЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Член АА Кливленда с самым большим сроком говорит «Абсолюты», подчёркивая «Абсолютную Честность». Он изменил бы слово «Редко» в начале главы «Как это работает» на «Никогда» и с удовольствием описывает благодарной аудитории со всем своим богатством риторического мастерства, как доктор Боб Смит, «мой спонсор», исправлял его первоначальное отсутствие веры в начале 1938 года:
Эти гонцы приходили в больницу и посещали меня каждый день. Они улыбались и смеялись – давно не было причины посмеяться над чем-нибудь. Они рассказывали мне свои истории, а затем, в конце сказали мне, «получи ответ», а затем они поднялись и ушли. Они никогда не говорили мне, какой «ответ»: они просто сказали мне, что они его получили, а затем быстро ушли.
Наконец, однажды, входит Док и, как обычно, садится на кровать и спрашивает, что я думаю обо всём этом. Я говорю ему, что всё это просто замечательно. Я имею в виду всех этих парней, которые не отличат меня от охапки сена, приходят и навещают меня и рассказывают мне свои истории. «Только, – говорю я Доку, – я озадачен одной вещью». И он спросил в своей резкой манере: «И что это»? Поэтому я сказал: «Ну, они все говорят мне, что у них есть ответ на мою проблему с алкоголем, а потом они уходят. Что ты собираешься делать со мной? Могу ли я «исправиться»?
Док сказал: «Молодой человек, ты ещё молод, и мы не знаем, достаточно ли ты хлебнул». Мой Бог! “Достаточно ли!” Ну, я, наконец, убедил, что «с меня хватит», и он говорит мне: «Ну, ладно, молодой человек. Я дам тебе ответ: ты веришь в Бога?»
Это было последнее, что я ожидал услышать от врача. Ну, я был слишком умён, чтобы попытаться ответить, поэтому я сказал: «Это что, связано с этим?»
«Молодой человек, всё имеет к этому отношение: так ты веришь или нет в Бога?» Теперь заметьте: Док не говорит: «Ты веришь в Бога?» Он говорит: «Ты веришь в Бога»?
Ну, теперь я испугался, что меня не исправят, поэтому я выкрутился: «Ну, я думаю, да». Док почти крикнул: «Не может быть никаких догадок об этом – ты веришь или нет». Поэтому, наконец, я сказал: «Ну, да, я верю в Бога». И Док говорит: «Ну, теперь, прекрасно, молодой человек, теперь мы можем куда-то добраться».
И затем он говорит: «Слезай с кровати и вставай на колени». Ну, я помню, что он ректальный хирург, поэтому я говорю: “Для чего?” И Док сообщает: «Ты будешь молиться»; я переспрашиваю: «Кто будет молиться?» и он отвечает: «Ты».
Что ж! Я говорю ему: «Я не знаю как молится»; и он отвечает: «Я и не думал, что ты умеешь, но ты станешь здесь на колени, а молиться буду я, и ты можешь повторять за мной – это пока всё». Таким образом, Кларенс «на этом холодном бетонном полу, в короткой ночной рубашке» опустился на колени и получил Программу АА за год до того, как она впервые была так названа.
Именно в этом контексте, кажется, лучше всего понимается сохраняющееся значение Кларенса С. в истории Анонимных Алкоголиков. «Никто с места не сдвинется, – подчёркивает Кларенс с ударением, – если очень сильно не прижмёт. Но тогда ты должен подняться, потому что, если ты не встанешь на ноги, то рискуешь пасть ещё ниже».
Акцент, который Кларенс и другие, подобные ему, делают на «абсолютной честности» и на словах «полностью» и «всё» в «Двенадцати Шагах» АА, никоим образом не подразумевает отказ от темы «не-Господь- Бог» в качестве центральной у Анонимных Алкоголиков. Как было исследовано в главе Восьмой, первый шаг капитуляции, столь важный для пиетиста, – это отказ от любых претензий на свою абсолютность. Единственное абсолютное признание абсолютности «Я – не Господь Бог» может быть таинственным парадоксом в принятии не-божественности, но оно представляется противоречием только для тех, чьё утверждение об абсолютной относительности кажется, по крайней мере, таким же большим противоречием.