Не Господь Бог – 146
Эрнест Курц
История Анонимных Алкоголиков
#НеГосподьБог , #АнонимныеАлкоголики
Часть 2
ПРИЛОЖЕНИЕ А
АНОНИМНЫЕ АЛКОГОЛИКИ И АБСОЛЮТЫ: «ДУХОВНЫЙ» РОСТ ИЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
То, что сказано о «многих группах АА» и «многих АА», может быть правильным, но переход от этого оценочного суждения к определению источника реалистичной «реформы внутри АА» посредством постулирования «первоначального смысла Двенадцати Шагов АА» на «четырёх абсолютах Оксфордской Группы» в лучшем случае непреднамеренно игнорируется или бессознательно искажает фактическое историческое развитие Анонимных Алкоголиков. Цитата Билла Уилсона точна. Тем не менее, столь резко вырванная из контекста, она неверно истолковывается и искажает более глубокую проблему «абсолютов», которыми был обеспокоен Уилсон. Чувствительность к этому большому затруднению более непосредственно и совершенно сознательно открывает подход Анонимных Алкоголиков, чем реклама этой критики. Изучение точного характера проблемы в историческом контексте может прояснить презентацию этого исследования Сообщества АА и их Программы под названием «не-Господь-Бог».
Примечательно, что, когда сам Уилсон ощущал недостаток в АА Оксфордской Группы «Четырёх Абсолютов», он последовательно обращался к историческому контексту. Первый опыт Сообщества и знание собственной истории научили его двум актуальным и связанным вещам: проблеме с конкретным термином «абсолютный» и особой опасности для алкоголиков в поисках совершенства.
Так ответил Билл одному любопытному и беспокойному корреспонденту:
… Когда вы наконец поймёте, мы алкоголики люди «всё или ничего».
В старые времена Оксфордских Групп всегда говорили о Четырёх Абсолютах – Честность, Чистота, Бескорыстие и Любовь. Тогда мы увидели, что люди разрываются на таком совершенстве, пытаясь получить слишком хорошее к четвергу.
… Есть и ещё один фактор, который, возможно, вы упустили.
Абсолюты сами по себе не обязательно разрушительны. Любая богословская система озвучивает их. Когда мы говорим, что наша судьба должна расти по образу и подобию Бога, мы говорим о здоровой связи между относительным и абсолютным состоянием дел. Поэтому при написании Двенадцати Шагов необходимо было включить какую-то абсолютную ценность, иначе они не были бы теологически правильными. … Это могло привести к неудаче. Однако мы не могли сделать их такими же многообещающими и заманчивыми, какими мы нашли их в Оксфордской Группы. Итак, мы включили их в Шаги Шесть и Семь и в использование слава Бог.
Уилсон подчёркивает, что алкоголики, как люди «всё или ничего», «ломаются … пытаясь получить слишком хорошее к четвергу», и говорит о необходимости «пройти средний курс», наполнять и пропитывать не только одно конкретное письмо, но и каждый свой ответ на любую проблему, связанную с отсутствием у АА «абсолютов». Так как этот акцент пронизывал и жил в Анонимных Алкоголиках, то он много говорит о теме «не-Господь-Бог» в качестве основного послания Сообщества и Программы. Соответственно, этот акцент лучше всего изучать, исследуя парадоксы на опыте АА.
Есть основной парадокс, с которым сталкивается большинство новичков Анонимных Алкоголиков на первом собрании, на котором они были достаточно трезвыми, чтобы слушать. С одной стороны, ключевой начальный посыл АА – цитируется из Большой Книги – провозглашение, что «эгоизм – эгоцентризм … корень всех наших проблем». Тем не менее, почти одновременно, новичок слышит подчёркнутую столь же ключевую сентенцию в лозунге АА: «Это эгоистичная программа».
Со временем, с ростом трезвости и более глубокого погружения в программу АА, член АА осознаёт разрешение кажущегося парадокса. Подобно «инстинктам», ловко проанализированным в книге Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций, эгоизм был признан как данность человеческому состоянию и поэтому честно принимается, а не опасно отрицается. Но также как и инстинкты, эгоизм может быть направлен и смягчен – применительно к своему собственному объекту с помощью другой максимы Программы: «Первым делом – главное».
Сколько Билл Уилсон трудился, чтобы прояснить ситуацию и привести в порядок необходимость различать эгоизм алкоголика. «Мне кажется, что основной целью любого человека является рост, являющийся природой всех живых существ, поэтому он должен иметь огромную личную заинтересованность».
Анонимные Алкоголики будут жить, другими словами, до тех пор, пока «Анонимные Алкоголики» – это «совершенная простота, которая заключает в себе полную тайну», которую никто не считает до конца понятой.