О деньгах (ноябрь 1957 г.)
Бесплатная Помощь
О деньгах (ноябрь 1957 г.)

О деньгах (ноябрь 1957 г.)

ЯЗЫК СЕРДЦА Статьи Билла У. для журнала «Грейпвайн»

РАЗДЕЛ 3: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ ЭТОГО ПЕРИОДА

О деньгах (ноябрь 1957 г.)

Прослушать или скачать файл 2.3.63.mp3 в формате MP3

Читать:

Здесь, в Штатах, сейчас время Благодарения. Члены АА во всем мире воспринимают этот праздник как повод с благодарностью порадоваться тем благам, которые нам даровало Содружество. В эти дни мы также традиционно анализируем свои успехи как Содружества. Мы окидываем взором свое сообщество и задаемся вопросом: «Как идут наши дела?»

Двенадцать Традиций АА – вот те мерки, которыми мы пользуемся. Первостепенный вопрос в каждую неделю Благодарения звучит так: «Насколько хорошо мы соблюдаем Двенадцать Традиций?» С каждым годом мы все яснее понимаем, что верность нашим традиционным принципам, выработанным с таким трудом – основа нашего единства и эффективного распространения наших идей, и что безразличие, непонимание или сопротивление по отношению к этим принципам могут привести к повсеместным распрям, а возможно, и к гибели АА. Мы остро осознаем, что соблюдение Двенадцати Традиций так же необходимо для выживания АА в целом, как выполнение Двенадцати Шагов – для выживания и трезвости каждого члена АА.

Журнал «Грейпвайн» попросил меня в этом выпуске написать о Традициях. Соответственно, я выбрал те из них, в которых говорится о таком зачастую не понимаемом и иногда непопулярном вопросе, как деньги – их использовании и злоупотреблении ими. В наших Традициях содержится два коротких и простых утверждения по этой теме.

Седьмая Традиция гласит: «Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне». В Восьмой Традиции сказано: «Содружество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией». В этих немногих словах заключено огромное значение. Они – результат грандиозных споров и борьбы в период становления АА, когда мы знали, что Содружество должно выработать разумную работоспособную финансовую политику, иначе его деятельность не будет давать должного результат или даже потерпит полный крах. Если какой-нибудь вопрос и воспринимался всерьез, так это денежный.

В тот период по этой теме велись ожесточенные дискуссии между двумя крайними полюсами. Консерваторы считали, что Содружеству как таковому не следует пользоваться деньгами вообще. Собрания можно проводить у кого-нибудь дома, а идеи АА распространять в устной форме. Тогда не было бы публичности, литературы, казначеев, комитетов, интергрупп, попечителей. Не было бы оплачиваемых работников, а значит, никакой армии бюрократов и никакой возможности для появления системы управления. Благодаря отказу от сбора денег мы бы совершенно не занимались бизнесом. Все делалось бы спонтанно; каждый член Содружества руководствовался бы собственной совестью. Консерваторы восклицали: «Не вводите нас в искушение! Давайте не будем усложнять!»

По другую сторону находились радикалы-подстрекатели. Они говорили, что нам нужны огромные суммы денег. Мы должны нанимать пресс-агентов; нам нужна отличная литература. Нам необходимо владеть сетью лечебниц, иметь массу всевозможных оплачиваемых работников, включая даже оплачиваемых миссионеров, которые несли бы наши идеи в отдаленные города и районы. По мере продвижения вперед нам нужно устраивать грандиозные общественные мероприятия. Команды членов АА на больших грузовиках колесили бы по стране. Знаменитые на весь мир мужчины и женщины, вступившие в наши ряды, с радостью поднимались бы не небоскребы, чтобы прокричать добрую весть. И тогда идеи АА, чистые и неискаженные, облетели бы вокруг света так же быстро, как герой Жюля Верна – всего за восемьдесят дней!

Для радикально настроенных ни одна фантазия не выглядела слишком невероятной, ни одна идея не была слишком грандиозной. Откуда они собирались брать деньги? Разумеется, у широкой публики; богачи присылали бы нам миллионы.

Сегодня мы понимаем, что консерваторы своим бездействием довели бы Содружество до загнивания. С другой стороны, подстрекатели непременно разрушили бы его своими попытками сделать все сразу.

Процесс отделения здравого смысла от сумасбродства был долгим и болезненным. Мы пребывали в глубоком замешательстве, ведь никто не обладал монополией на здравый смысл. Консерваторы, по-видимому, были правы в своей осторожности, когда говорили, что нам опасно иметь крупные суммы денег. Однако, когда, идя на поводу у страха, они настаивали на полном отсутствии денег и каких бы то ни было служб, это выглядело сущей глупостью. Их программа привела бы лишь к путанице и крайне замедлила бы развитие. Радикалы были не лучше. В своем энтузиазме они иногда предлагали опасные схемы. Тем не менее, они часто проявляли мудрость.

Молоты радикалов ударяли по упрямым наковальням консерваторов, и так потихоньку вырабатывались наши две «денежные» Традиции.

Сначала мы сделали определенные уступки радикалам. Мы признали, что, несмотря на отсутствие общей организационной структуры, нам необходимо создать комитеты или советы по обслуживанию АА, чтобы обеспечить функционирование Содружества и распространение наших идей, а на региональном и международном уровнях – иногда нанимать некоторое количество сотрудников, которые работали бы полный день.

Для этого потребовались бы определенные денежные средства, но не много, поэтому в будущем не возникло бы больших проблем из-за искушения деньгами.

Однако в связи с этой явной необходимостью вставал вопрос о профессионализации. Вначале среди нас были широко распространены вполне обоснованные опасения, что в Содружестве будет верховодить класс людей, выполняющих платную работу по Двенадцатому Шагу – людей, которые захотят получать плату за распространение идей АА путем личной беседы. Нам не потребовалось много времени, чтобы понять – такое нововведение непременно уничтожило бы духовную сущность всей нашей деятельности. Двенадцатый Шаг никак нельзя было продавать за деньги.

Страх перед профессионализацией сопровождал нас даже тогда, когда мы нанимали уборщика или повара из числа членов АА. И он вдвойне терзал нас, когда, в конце концов пришлось нанять несколько членов Содружества на полный рабочий день, чтобы они служили в качестве региональных и международных секретарей. Какое-то время они несли на себе ужасное клеймо профессионализма. Мы говорили, что они делают деньги на АА. Хотите – верьте, хотите – нет, но многие боязливые добродетельные члены Содружества избегали личного общения с ними. Даже те комитеты и советы, на которые они работали, зачастую относились к ним как к своего рода, необходимому, но еретическому злу. В них мы «смешивали материальное с духовным». Чтобы удерживать этих сомнительных «профессионалов» в надлежащем «духовном состоянии», мы вовлекали в это дело как можно меньше денег, то есть платили им наименьшее жалованье, за которое они соглашались работать.

Тем не менее, радикалы частично победили. Содружеству действительно нужны были оплачиваемые работники, пусть даже и немногочисленные. Мы, в конце концов, поняли что эти люди получают деньги, в первую очередь, за то, что делают возможной эффективную работу по Двенадцатому  Шагу. Сегодня они вовсе не рассматриваются как профессионалы, и мы стараемся хорошо им платить. Они – одни из самых преданных общему делу членов АА, известных нам. Поэтому Восьмая Традиция говорит: «Содружество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией».

Но консерваторы также в чем-то одержали победу, когда мы, наконец, приняли решение воздвигнуть плотину против вторжения пожертвований извне. Мы начали отказываться ото всех таких даров, как крупных, так и мелких. Наши службы никогда не разбогатели бы от пожертвований членов АА, тогда как друзья Содружества, имеющие самые благие намерения, своими дарами и оставлением наследства могли бы наделить нас огромными суммами.

Если бы мы начали принимать пожертвования такого рода, то потом не смогли бы остановиться. Вполне способные самостоятельно оплачивать свои небольшие счета по затратам на обслуживание, мы, тем не менее, начали бы принимать громадные благотворительные взносы. Что еще хуже, богатые советы по обслуживанию АА принялись бы за всевозможные излишние и рискованные начинания. Несомненно, сформировалась бы многочисленная оплачиваемая бюрократия, и сбылись бы наихудшие страхи консерваторов. Их подход к дарам был в высшей степени мудрым. Так родилась наша Седьмая Традиция: «Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне».

Вскоре после того, как была написана эта Традиция, попечители АА отклонили посмертный дар в размере десяти тысяч долларов как раз в тот момент, когда Содружество остро нуждалось в деньгах. Это было время, когда группы АА не оплачивали значительную часть затрат собственного всемирного Штаба.

Однако наши попечители сразу же законопатили эту первую наметившуюся течь в нашей недавно построенной плотине против соблазна принять деньги извне. Было решено, что отныне Содружество будет либо самостоятельно обеспечивать собственные службы, либо обходиться без них. Это решение до сих пор вызывает у меня волнение. То был один из величайших поворотных моментов в нашей истории.

В заключение скажу следующее. Наш духовный образ жизни будет в целости и сохранности для будущих поколений, только если мы как сообщество устоим перед искушением принимать деньги извне. Но это означает, что мы несем определенную ответственность, и каждый член АА должен это понимать. Мы не должны скупиться, когда казначей нашей группы пускает по кругу шляпу. Наши группы, региональные объединения и АА в целом не смогут функционировать, если наши службы не будут достаточно развитыми, а их счета – оплаченными.

Столкнувшись с соблазном принять крупный дар и преодолев его, мы лишь проявляем благоразумие. Когда же мы щедро жертвуем «в шляпу», то тем самым показываем, что благодарны за дарованные нам блага, и доказываем свое горячее желание поделиться обретенным со всеми, кто все еще страдает.