Поделиться

В более глубоком смысле АА есть поиск свободы – свободы под Богом. Естественно, непосредственный объект наших поисков заключается в трезвости – свободе от алкоголя и всех его гибельных последствий. Без этой свободы у нас не будет ничего вообще.

Однако, как ни парадоксально, мы не можем избавиться от одержимости алкоголем до тех пор, пока не преисполнимся готовности разобраться с теми дефектами характера, которые довели нас до такого беспомощного состояния. Даже чтобы просто обрести трезвость, мы должны в какой-то мере освободиться от страха, гнева и гордыни; бунтарства и самоуверенности; лени и безответственности; глупого самооправдания и явной нечестности; ложных зависимостей и разрушительной борьбы за власть.

В этих поисках свободы нам всегда дается три альтернативы. Возмущенный отказ работать над своими грубыми изъянами может стать нашим билетом на тот свет. Или мы можем какое-то время продержаться трезвыми благодаря минимальному самосовершенствованию, успокоившись на удобной, но часто опасной заурядности. Или же можем непрерывно упорно стремиться развить в себе те драгоценные качества, которые способствуют возвышению нашего духа и поступков – истинной, постоянной свободе под Богом, свободе постигать и выполнять Его волю.

Для большинства из нас на самом деле подходит лишь третий вариант; нас никогда не должна ослеплять бесполезная философия, согласно которой мы – просто несчастные жертвы наследственности, жизненного опыта или окружающей среды и только эти силы принимают за нас решения. Эта дорога не ведет к свободе. Мы должны верить, что действительно вольны выбирать.

Подобным же образом все наше Общество и каждая его группа постоянно будет оказываться перед этим самым выбором. Смиримся ли мы с собственной гибелью? Или будем стараться лишь обрести временный комфорт в самодовольной заурядности? Или же будем упорно соблюдать дисциплину, приносить жертвы и терпеть неудобства, которые подготовят нас к тому, чтобы идти по пути, неизменно ведущему к истинному величию духа и поступков?

Эти размышления – предисловие к теме данной статьи, речь в которой пойдет о Двенадцати Традициях Анонимных Алкоголиков.

Традиции АА – мерило, с помощью которого наше Содружество может точно оценить свой прогресс или его отсутствие. В них мы видим мудрость, накопленную нами за четверть века общей жизни и работы. Вне всякого сомнения, эти принципы – вехи пути, по которому нам следует идти.

При пристальном рассмотрении Традиций видно, что они имеют две главные характеристики, каждая из которых усиливает другую.
Первый аспект Двенадцати Традиций – защита, второй – развитие. Сначала мы получаем напоминание о том, с какими соблазнами реально сталкивается Содружество и какими средствами лучше с ними справляться. Это основа для непрерывного морального самоанализа нашего коллективного поведения – первого шага к активному устранению препятствий на нашем пути. Благодаря положительному аспекту Традиций мы прямо и косвенно учимся лучше применять высокие идеалы жертвования и добровольной ответственности, доверия и любви в своих отношениях друг с другом и с окружающим миром. Из этой практики и проистекает духовная энергия, побуждающая нас продвигаться по дороге к полному освобождению.

Размышляя о защите, мы видим, что Традиции предостерегают нас от опасностей публичной славы и власти, большого богатства, вступления в компрометирующие альянсы, профессионализма. Они напоминают нам, что мы не можем отказать в членстве в АА ни одному алкоголику и что мы не должны создавать никакой авторитарной системы управления. Традиции предупреждают, что нам не следует навязывать миру идеи АА агрессивными пропагандистскими способами и что мы должны бояться общественных споров, как самого черта.

Таковы типичные примеры защитного благоразумия, прямо выраженного или ясно подразумеваемого в Двенадцати Традициях. Некоторые заявляют, что эти предостережения всего лишь отражают наши коллективные страхи. Были времена, когда это было правдой. В первые годы жизни АА каждое нарушение этих заповедей, казалось, угрожало самому его существованию. Тогда мы еще сомневались, смогут ли склонные к бунтарству члены Содружества устоять перед всеми этими сильнейшими искушениями. Но мы, в самом деле, выстояли и потому выжили. Поэтому на смену вчерашним огромным страхам пришла бдительная осторожность – нечто в корне отличное от неразумной паники.

Разумеется, мы знаем, что нам придется постоянно иметь дело с теми устрашающими силами, которые вырываются на свободу, когда человеческое эго выходит из-под контроля – теми самыми силами, что разрывают на куски современный мир. По этой причине мысль «Избави нас от искушения» должна оставаться одной из первостепенных составляющих наших каждодневных установок, практик и молитв. Когда все идет хорошо, нам не следует поддаваться заблуждению, что на нашу голову не может обрушиться никакая большая беда. Не следует и обвинять себя в “негативном мышлении ” , когда мы настаиваем на реалистичном и эффективном взгляде на разрушительные силы в нас и вокруг нас. Бдительность всегда будет платой за выживание.

Таков защитный аспект Традиций. Однако они призваны давать нам и на самом деле дают гораздо больше, чем просто защиту от заурядности и распада.

Давайте теперь задумаемся о позитивной, прогрессивной стороне Традиций АА – дисциплинированных жертвах и обязанностях, которые нам необходимо взять на себя, а также о той степени взаимного доверия и любви, которые потребуются нам для достижения искомой высшей свободы, если нам суждено ее обрести. Размер статьи не позволит полностью проанализировать все Двенадцать Традиций с этой точки зрения, но приведем несколько примеров для иллюстрации сказанного.

Возьмем Традицию Первую. Она говорит, что общее благополучие АА стоит на первом месте. На деле, это означает, что нужно отставлять в сторону личные амбиции каждый раз, когда они идут вразрез с безопасностью или эффективностью нашего Содружества. Значит, иногда мы должны любить АА больше, чем самих себя.

Вторая Традиция гласит: «В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет – любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители всего лишь облеченные доверием исполнители, они не приказывают». Это упражнение во взаимном доверии к Богу, себе самим и нашим лидерам служения. Это один из самых прекрасных наших экспериментов, успех которого далеко превзошел все ожидания.

Традиция Третья устанавливает личную свободу члена АА. По сути, она говорит, что любой алкоголик может стать членом АА, только лишь заявив об этом. Никто из нас не может исключить его из Содружества, как бы он себя ни вел. Возможно, ни одно общество еще не предоставляло индивидууму такую беспредельную свободу. Каждый приходящий в АА сразу же ощущает, что его рады видеть, любят и доверяют ему. Мы отлично понимаем его потребности, ведь и у нас они были. Редкий алкоголик нечестно воспользуется этой хартией неограниченной свободы. Мы приняли это решение много лет назад и рады, что это сделали – у нас никогда не было повода для сожаления.

Четвертая Традиция – еще одна уверенная декларация взаимного доверия и любви всех групп АА друг к другу. Мы даем каждой группе полную автономию, право спокойно управлять собственными делами. Чтобы это состояние оставалось неизменным и защищенным, мы гарантировали всем группам АА, что они никогда не будут подчинены какому бы то ни было централизованному управлению или власти. В свою очередь, каждая группа соглашается, что никогда не будет предпринимать действий, могущих навредить всем нам. Действительно редко бывало, чтобы какая-нибудь группа АА забывала об этом драгоценном доверии.

Седьмая Традиция провозглашает наш принцип самообеспечения. В соответствии с ней мы берем на себя обязательство самостоятельно оплачивать все свои затраты по обслуживанию, при этом отклоняя пожертвования извне.

Тот факт, что мы не принимаем денег из внешнего мира, наполняет уверенностью каждого алкоголика, думающего о том, чтобы к нам присоединиться. Мы это знаем. Благодаря этому также улучшилась наша репутация в обществе, потому что людям нравится идея, что некогда безответственные алкоголики теперь стали ответственными. Кроме того, этот здоровый обычай, без сомнения, ведет нас по направлению к большей свободе. Решительно отказываясь от денег извне, предлагаемых частными лицами или правительствами, мы надежно гарантируем себе, что всегда будем сохранять свою свободу действия. Поэтому к нам никогда не будет применима старая поговорка: «Кто платит, тот и заказывает музыку».

Не приходится сомневаться, что сегодня мы могли бы собрать для АА крупные суммы – в смысле, если бы вдруг объявили о такой нужде. Возможно, это стало бы худшей катастрофой, какая только может обрушиться на наше Содружество. Мы моментально освободились бы от благотворной обязанности изыскивать средства на собственные потребности. Имея в своем распоряжении много денег от других людей, наши товарищи по Содружеству, генерирующие новую идею каждую минуту, конечно же, начали бы затевать бесчисленные благотворительные схемы. В прошлом изредка бывали случаи, когда мы принимали деньги извне, и результат почти всегда был одинаков – отвлечение внимания и споры. По этой причине мы прекрасно знаем, что ответственность за полное самообеспечение несет нам великие духовные и практические блага. Это жертвенная предусмотрительность в своем лучшем проявлении – главный оплот наших драгоценных свобод.

Другой пример. Традиция Десятая настойчиво предостерегает нас от общественных споров. Возможно, эта традиция начала складываться в АА первой. Естественно, мы оставили за собой право спорить между собой по менее важным вопросам, что иногда даже доставляет удовольствие! Но когда речь заходила об ужасных конфликтах, расшатывающих окружающее общество, связанных с политикой, религией, реформами и тому подобными вещами, первые члены АА понимали, что все это совершенно не для них.

Позже всплыл новый аспект той же самой опасности. Самые разные люди и организации просили нас «занять позицию», «высказать мнение» и «бороться со злом» в самых разных смыслах. И снова мы моментально поняли: ввяжись мы в такое дело, оно непременно стало бы нашим концом. Чистые предрассудки оттолкнули бы от АА тысячи алкоголиков. Над нами снова нависла бы старая угроза, на этот раз вломившаяся снаружи. Тогда мы осознали, что обязательно должны жить в мире друг с другом и с окружающим миром. Несомненно, многие свободы человечество завоевало жестокими конфликтами и тяжелой борьбой. Но нам, членам АА, пришлось усвоить: тех свобод, которые мы должны иметь, невозможно добиться силой. Как Содружество мы не можем бороться ни с кем, никогда и нигде. Это уже доказано. Когда мы напрямую атаковали зеленого змия, то потерпели поражение. Борьба с алкоголем никогда не увенчивалась успехом. А когда мы слишком сильно ссоримся друг с другом, то напиваемся.

Именно поэтому истинное умиротворение всегда будет главной составляющей свободы АА. Но не стоит думать, что мы избегаем крупных конфликтов только лишь из страха. В настоящее время мы верим, что сохраняем мир из любви друг к другу.

Теперь давайте рассмотрим жизненно важную Одиннадцатую Традицию. Речь в ней идет об общественной информации нашем главнейшем канале связи со все еще страдающими алкоголиками. Эта великая Традиция гласит: «Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино». Поскольку она описывает самое важное применение нашего принципа анонимности и задает тон всем нашим отношениям с обществом, ничто не может быть более насущным. Если в эти отношения вторгнутся личные амбиции, то Содружество будет сильно покалечено, а может, вообще погибнет.

Опасность, разумеется, состоит в возможности того, что однажды мы беспечно откажемся соблюдать принцип личной анонимности на публичном уровне. Такая возможность существует в силу того факта, что многими из членов АА прежде владела и порой еще владеет огромная жажда власти. Часто ее подпитывает почти непреодолимое желание денег, одобрения, общественного признания. Моя собственная история в этом отношении очень показательна. Мне очень понятен постоянный соблазн превратить себя в публичную фигуру. Поэтому я все время, кстати и некстати, настаиваю на том, чтобы мы сохраняли личную анонимность на высшем уровне публичности, каких бы личных жертв нам это ни стоило.

Наша главная надежда на будущее – что эти наши ужасающие побуждения будут сдерживаться самодисциплиной, любовью АА и твердой позицией групп касательно публичности. Пока совместной работы этих мощных созидательных сил более чем достаточно для этого. Мы молим о том, чтобы они всегда были сильнее.

Еще раз окинем взором реальный масштаб искушения. Сейчас планету покрывает огромная коммуникационная сеть, проникая даже в самые отдаленные ее уголки. Несмотря на всю свою колоссальную пользу для человечества, этот безграничный всемирный форум – охотничье угодье для всех жаждущих денег, признания и власти за счет общества. Здесь сходятся в борьбе силы добра и зла. Все самое фальшивое и пагубное состязается с самым лучшим. Поэтому для будущего процветания АА нет ничего важнее правильного обращения с этим гигантом коммуникации. Если пользоваться им бескорыстно и разумно, то результаты могут превзойти все наши фантазии. Если же применять этот инструмент неправильно, то Содружество разрушат эгоистичные запросы его же членов, часто преисполненных самых благих намерений. Жертвенный дух нашей анонимности на высшем уровне публичности буквально щит АА против всего этого. И опять- таки мы должны быть уверены, что любовь к АА и Богу всегда одержит победу.

Наконец, Двенадцатая Традиция говорит нам: «Анонимность духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности». Этот принцип и его глубокий скрытый смысл затрагивают каждую сторону нашей жизни. Анонимность – это смирение в действии. Для поддержания смирения нашего сообщества мы должны все время критически оценивать свои искушения и изъяны. Дух анонимности призывает каждого из нас к личным жертвам на всех уровнях деятельности АА. Только такие добровольные жертвы позволят нам справляться со своими обязанностями перед собой, перед жертвами алкоголизма во всем мире и перед обществом в целом. Здесь нам ясно видно, что только жертвованием можно соответствовать ответственности; что только большая ответственность ведет к взаимному доверию; и что только взаимное доверие может быть фундаментом великой любви – любви каждого из нас друг к другу и всех нас к Богу.

Именно в таком духе все присутствовавшие на двадцать пятой годовщине АА в Лонг-Бич подтвердили свою преданность делу обслуживания Содружества. Они знали, что выбор за ними, и сделали его. Вот что они сказали:

«Милостью Божьей мы собрались здесь, чтобы с благодарностью отметить двадцать пятую годовщину основания нашего Содружества.

На этой многозначительной одна четверть вековой отметке мы четко осознаем, что стоим на пороге огромной двери, широко распахивающейся в наше будущее. Нашей судьбой могут стать постоянно растущие обещания и достижения. Наша вера в эту мечту никогда не ослабевала. Но будущее все же не имело бы всей своей пользы и значения, если бы оно не несло нам новые проблемы и даже острые опасности, через которые мы можем развить в себе истинное величие духа и поступков. Этим целям мы посвящаем свою жизнь. Здесь мы снова предназначаем себя все усиливающейся любви друг к другу – любви к чудесному творению, в котором мы живем и служим, и к его высшему творцу – самому Богу.

Вам, членам АА из отдаленных районов, вам, так ярко символизирующим уникальное любящее общение в нашем всемирном Содружестве, мы теперь доверяем повсеместно распространять эти идеи среди собратьев по несчастью, особенно среди всех тех, кто еще о нас не знает, но скоро, если на то будет Божья воля, может быть, выйдет из тьмы на свет».


Поделиться