АА взрослеет. Краткая История АА (026)
Бесплатная Помощь
АА взрослеет. Краткая История АА (026)

АА взрослеет. Краткая История АА (026)

АА взрослеет. Краткая История АА (026)

Глава II. ТРИ ЗАВЕТА СООБЩЕСТВА АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ

ВТОРОЙ ЗАВЕТ: ЕДИНСТВО

Сегодня мы в АА все вместе, и мы знаем, что и дальше будем вместе. Мы находимся в мире друг с другом и со всем, что окружает нас. Мы разрешили столько конфликтов, что наше будущее кажется нам вполне стабильным. Вчерашние проблемы оказались сегодня благословением. Наша история — это не история обычного успеха. Это скорее история того, как по милости Божией неожиданная сила выросла из великой немощи, и о существовании этой силы мы даже не подозревали; о том, как перед угрозой разъединения и разрушения «ковалось» наше единство и братство. Приобретая такой опыт, мы выработали набор принципов, в соответствии с которыми мы существуем и работаем, и которые объединяют нас в братство по всему свету. Эти принципы называются «Двенадцать традиций Анонимных алкоголиков». Они представляют собой квинтэссенцию нашего прошлого опыта, и они помогают нам сохранять наше единство в преодолении трудностей и опасностей, которые могут ожидать нас в будущем.

Но так было не всегда. В самом начале мы обнаружили, что одно дело, когда несколько алкоголиков излечиваются и переходят к трезвому образу жизни, и совсем другое — жить и работать всем вместе. Поэтому, заглядывая в неизвестное будущее из окна гостиной в доме д-ра Боба в 1937 году, мы впервые поняли, что что алкоголики могут выздоравливать в больших количествах, работая с довольно большим количеством алкоголиков. Мир вокруг нас, мир нормальных людей, был оторван от нас. Сможем ли мы, выздоравливающие алкоголики, сохранить его целостность? Сможем ли мы передать наши идеи другим АА? Сможем ли мы и далее функционировать как группы и как нечто целое? Никто не мог дать ответа на эти вопросы. Наши друзья-психиатры вполне резонно предостерегали нас: «Это братство алкоголиков — эмоциональный динамит. Его невротическое содержание способно разорвать все на части». При употреблении алкоголя мы становимся взрывоопасными. Но теперь, когда мы стали трезвенниками, не взорвут ли нас сухие «кутежи» и эмоциональные пики?

Когда говорят о взрывоопасности, я всегда вспоминаю моего друга Ики. В Хьюстоне, штат Техас, его прозвали «человек-динамит». Ики является специалистом по взрывчатым веществам и разрушениям. Во время войны он был в тылу отступавших русских и взрывал мосты. После войны он опять вернулся к своей работе, и, как мне кажется, он сделал ту же ошибку, что и один бедный парень в Лондоне. Этот алкоголик, живущий в Лондоне, предстал перед судом «в стельку пьяный». Бутылка в его руках была пуста. Судья спросил: «Это ты ее выпил?» «Да, — ответил он. А почему ты выпил все?» «Потому что я потерял пробку» последовал ответ. И вот в Хьюстоне в один из таких дней, когда наш друг Ики по-видимому потерял пробку от бутылки, и произошел следующий случай.

Ики приказали взорвать определенный пирс в гавани Хьюстона, а он взорвал не тот!

И в те ранние годы нашего существования возник серьезный вопрос: распадемся ли мы или нам удастся сохранить целостность?

И сегодня у нас есть ответ на этот вопрос. Этот юбилейный конгресс Сент-Луисе является доказательством того, что нас удалось сохранить единство.

Дальнейшие поиски в АА не прекратились. И я надеюсь, что этого никогда не случится. Сегодня мы чувствуем себя надежно, но есть еще на земле места, где как раз сейчас АА проходят через всю боль и испытания наших начальных лет. Например, в наш офис в Нью-Йорке пришло письмо от священника-иезуита из Индии.

В нем он рассказал историю одного школьного учителя — индуса, у которого была корова и маленький участок земли. Его жена была абсолютно глухая. У него еще была сестра, которая, как и он, очень сильно пила. Его зарплата учителя составляла около пятидесяти центов в день. Иезуитский священник перевел для него книгу 12 шагов АА. И вот, несмотря на свою бедность, несмотря на то, что его жена была абсолютно глухой, несмотря на свою властную и сильно пьющую сестру, он бросил пить. Мы понимаем, что этот одинокий индус возможно испытывает те же беспокойства, что и д-р Боб и я тогда в гостиной в Акроне. И возможно этот Индус задается теми же вопросами: «Смогу ли я сам себя поддержать? Смогу ли я передать свой опыт кому-то еще? Смогу ли я создать группу?» Да, он задается теми же вопросами. Но скоро с ним свяжутся сотрудники из нашего всемирного офиса, и мы сможем передать этому человеку, живущему в таком отдаленном месте, нашу поддержку и сказать, что все мы вместе с ним, и что он может использовать наш опыт.

И вслед за этим письмом пришло еще одно от пресвитерианского священника с другого фронта АА. В нем говорилось: «Долгое время я пытался создать группу здесь, в Таиланде. Недавно у нас появился образованный таец, который свободно говорил по-английски. Он страдал ужасным алкоголизмом и очень хотел избавиться от этого недуга. Сейчас он не пьет, и ему очень хочется перевести всю литературу по АА на сиамский язык. Мы с ним уже пытаемся создать первые группы. Не могли бы вы помочь нам?» Далее священник продолжает: «Мы взяли книгу про 12 шагов АА, и привезли ее в самый большой Буддистский храм в нашей провинции. Мы показали ее главному священнику этого храма. Просмотрев всю книгу до конца, монах сказал: «Но это же великолепно! Поскольку мы, Буддисты, понимаем Бога не так, как вы, то в этой книге можно заменить слово «Бог» на слово «добро». Тем не менее, в этой книге написано «Бог, как вы его понимаете». Это разъясняет ситуацию для нас. Да, да, книга «Двенадцать шагов АА» будет принята Буддистами.

Некоторым из нас замена слова «Бог» на слово «добро» в книге «Двенадцать шагов АА» может быть воспринята, как размывание послания АА. Но здесь следует вспомнить, что «Двенадцать шагов АА» являются только рекомендацией. Вера в них, как они определены в книге, не является обязательным условием для вступления в наше сообщество. Свободное толкование привлекло к нам тысячи людей, которые никогда бы этого не сделали, если бы мы настаивали на своем толковании Двенадцати шагов, которое прописано в книге.

Но любые изменения в толковании обычно не живут долго; оригинальная версия все же побеждает. То, что доказало свою правоту в Америке, может оказаться правильным и во многих других отдаленных местах. Алкоголиков можно только привести к вере в Бога, но заставить их нельзя.

Но что же все это значит? Это значит, что и в Индии, и в Таиланде, и во многих более отдаленных местах, где есть алкоголики, такие группы появятся. На первых порах они столкнуться с огромным числом страхов, но мы поможем им и окажем им поддержку.

Если вернуться к проблеме страхов, то в офисе оказалась еще одна история. Создается впечатление, что движение АА начинается и в Токио. Как обычно, оно зародилось среди алкоголиков-американцев, но затем охватило и японцев. Вскоре сформировался полностью японский контингент, и мы получили от него очень хорошие отчеты. Затем один японец приехал к нам в Нью-Йоркский офис.

Он слышал, что его приятели на родине создали группы АА, и он начал писать им, чтобы получить информацию из первых рук. Сильно взволнованный, он сказал: «Там, в Японии, происходят ужасные вещи! Вы знаете, что у них там существует два вида АА? Конечно, у них есть «Двенадцать шагов АА», как и у нас здесь, но у них появился новый лидер, который написал «Десять шагов», и они берут сто иен за посещение встреч!»

Когда-то такой вид «ереси» пугал нас до смерти. А сегодня это забавляет нас. Мы знаем, что скоро они отфильтруют все это и у них возобладает здравый смысл и опыт. Они поймут, что никто не сможет сделать 12-й шаг своей профессией, и старший, который имеет хорошие намерения, но действует при этом неправильно, найдет правильный путь. Он, в конце концов, увидит, что это вопрос жизни и смерти, на котором лучшее может оказаться врагом хорошего и что только хорошее может принести настоящее добро.