АА взрослеет. Краткая История АА (039)
Помощь при алкоголизме
АА взрослеет. Краткая История АА (039)

АА взрослеет. Краткая История АА (039)

АА взрослеет. Краткая История АА (039)

Глава II. ТРИ ЗАВЕТА СООБЩЕСТВА АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ

ВТОРОЙ ЗАВЕТ: ЕДИНСТВО

Тем временем основатель группы и его друзья наслаждаются своей славой. Они говорят друг другу: «Пожалуй, было бы неплохо, если мы сохраним твердое руководство над АА в этом городе. В конце концов, у нас есть опыт. И посмотрите, сколько всего хорошего мы сделали для этих пьяниц. Они должны быть нам благодарны». На самом деле, основатели групп и их друзья порой ведут себя благоразумнее и скромнее, чем в данном случае, но пока это не так.

Растущее недовольство начинает подтачивать группу. Бедняки бедствуют; одинокие тоскуют; проблемы нарастают. Снова начинает раздаваться ворчание, которое со временем перерастает в громкий крик: «Эти ветераны думают, что будут командовать нами всю жизнь? Давайте назначать выборы».

Основатель группы и его друзья чувствуют себя уязвленными и подавленными. Они пытаются заделать то одну, то другую брешь, пытаются заручиться поддержкой то одного, то другого члена группы. Но все напрасно. Назревает революция. Группа готовится захватить власть. Если ее основатель со своими друзьями работали добросовестно, то, к своему изумлению, они могут на какое-то время сохранить свое положение. Если же они ожесточенно сопротивлялись развитию демократических тенденций, их могут быстро «списать на берег». В любом случае у группы отныне будет комитет с периодической сменой состава и очень четко очерченными полномочиями. Его члены ни в коем случае не смогут управлять или руководить группой. Порой на их долю выпадает неблагодарная рутинная общественная работа. Такой комитет имеет лишь возможность осуществлять мероприятия, необходимые для функционирования группы. Он не имеет права давать какие-либо советы духовного порядка, осуждать чье-либо поведение, издавать какие бы то ни было приказы.

Если кто-то из членов комитета попробует давить на своих товарищей, на следующих выборах его быстро выведут из состава комитета. Члены комитетов полностью осознают, что на самом деле они являются слугами, а не сенаторами. Таков универсальный опыт всех АА.

Так в рамках нашего товарищества групповое сознание диктует условия, на которых должны служить наши лидеры.

Отсюда возникает законный вопрос: «Есть ли у АА настоящее руководство?» Следует ответить: «Да, есть, несмотря на его кажущееся отсутствие». Давайте вернемся к смещенному со своего поста основателю группы и его друзьям. Что же будет с ними? Когда их беспокойство и печаль развеются, мало-помалу начнут происходить перемены. В конечном итоге они разделятся на два класса, которые на жаргоне АА называются «заслуженные деятели» и «обессиленные знатоки».

Первые понимают мудрость коллективных решений и не обижаются на то, что лишились своего положения. Их суждения, подкрепленные большим опытом, разумны, и они согласны тихо отойти в сторону, ожидая дальнейшего развития событий. Вторые же глубоко убеждены, что группа не может обойтись без них, они постоянно стремятся быть переизбранными в «руководящие» органы и не могут освободиться от жалости к самим себе. Некоторые страдают столь сильно, что, забыв о духе и принципах АА, начинают прикладываться к бутылке. Временами атмосфера местной организации АА бывает перенасыщена такого рода страданиями. Почти все старожилы АА в той или иной форме прошли через этот процесс. К их числу принадлежу и я. К счастью, в большинстве своем они перенесли его хорошо и стали «заслуженными деятелями». Такие люди становятся постоянными и подлинными лидерами АА. Их скромно высказанное мнение, их знания и пример личной скромности часто помогают выходить из создавшихся кризисных ситуаций. В сложных ситуациях группа всегда обращается к ним за советом. Они становятся выразителями коллективного сознания, подлинным голосом АА. Они не правят по мандату, они ведут за собой личным примером. Именно таким путем и возникла Традиция девять. Вот почему АА не могут быть организованы с использованием какой-либо известной формы управления.

Но нам также совершенно ясно, что мы можем и должны создавать советы или комитеты, непосредственно подчиняющиеся тем, кому они служат.

Завтра вечером в этом зале разыграется та же драма с лидерством, но уже в масштабах всего Сообщества АА. Коллективное сознание Анонимных Алкоголиков в лице выдвинутых и избранных вами делегатов Генеральной конференции возьмет на себя постоянную опеку и заботу о функционировании сети всемирного обслуживания всего Сообщества АА. Мы, ветераны, действуя в духе Традиции девять, отойдем в сторону и будем помогать вам лишь советами, если они вам когда-нибудь понадобятся. Ни мы, ни кто-либо другой не будем больше направлять вас или руководить вами. В этом смысле товарищество АА всегда должно оставаться неорганизованным. Ваша задача — оберегать этот драгоценный принцип.

Мы полагаем, что безопасное будущее Анонимных Алкоголиков очень сильно зависит от соблюдения Традиции десять, которая запрещает вступать в дискуссии по общественным вопросам. Эта традиция гласит: «Сообщество Анонимных Алкоголиков не высказывает какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АА никогда не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии».

Ни разу с момента основания АА у нас не было раскола из-за какого-нибудь спорного вопроса. Наше Сообщество никогда публично не становилось на позиции одной из сторон в этом враждующем мире. Это нельзя считать приобретенной добродетелью. Можно сказать, что наше Сообщество было рождено с этим качеством, ибо, как недавно сказал один наш ветеран: «Практически никогда я не слышал горячего спора по религиозным, политическим или реформистским проблемам среди членов АА. Так как мы никогда не ведем этих споров между собой, мы наверняка не будем вести их публично».

Как будто ведомые каким-то глубинным инстинктом, мы знали с самого начала, что, как бы нас ни провоцировали, наше товарищество никогда не должно вставать на чью-либо сторону в публичных спорах именно как Анонимные Алкоголики, даже когда эта сторона заслуживает всяческой поддержки. Всемирная история дает нам достаточно примеров соперничавших наций и боровшихся группировок, которые, в конце концов, распались, потому что они были созданы для соперничества или оказались втянутыми в него. Иные развалились по причине полнейшей самоуверенности, пытаясь навязать остальной части человечества «золотой век» в своем собственном понимании.

В наше время мы видим, как миллионы людей умирают в войнах, обусловленных политическими или экономическими причинами и усугубляемых религиозными или расовыми различиями. Мы живем в условиях нависшей над нами угрозы массового уничтожения в ходе истребительной войны, которая должна решить, как следует управлять людьми и как распределять дары природы и плоды человеческого труда. Вот в таком духовном климате и родилось Сообщество АА, которое, по милости Божьей, процветает, несмотря ни на что.

Мы хотим еще раз подчеркнуть, что нежелание бороться друг с другом или с кем-нибудь еще не рассматривается нами как особая добродетель, которая ставит нас выше других людей. Это не значит также, что члены АА, легализовавшись в мире, будут уходить от обязанности лично действовать так, как они считают правильным, по отношению к проблемам современности. Но когда речь идет о Сообществе АА в целом — это совершенно другое дело. Мы как сообщество в

целом не вступаем в общественные споры, потому что, если мы сделаем это, наше товарищество погибнет. Мы считаем, что сохранение Сообщества и расширение его деятельности имеет гораздо большее значение, чем тот вклад, который мы коллективно могли бы внести в борьбу за какое-либо другое дело. Поскольку выздоровление от алкоголизма является для нас содержанием и смыслом жизни, нам важно в полной мере сохранить наше средство для выживания. Может создаться впечатление, что алкоголики в АА внезапно стали миролюбивыми, и что мы живем одной большой счастливой семьей.

Это, конечно, не так.