Не Господь Бог – 119
Эрнест Курц
История Анонимных Алкоголиков
#НеГосподьБог , #АнонимныеАлкоголики
Часть 2
КОНТЕКСТ ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ
Историческая проблема для Анонимных Алкоголиков – это не столько профессионализация их собственных усилий, сколько то, как согласовать эти усилия с профессиональными задачами. На протяжении многих лет интуитивная осторожность АА в отношении требований к профессионализму развивалась под воздействием всё большего числа последователей, которые пришли в Содружество со «дна» нового стиля. Изнурив свои финансовые и эмоциональные ресурсы в поисках излечения от алкоголизма от психиатрии до официальной религии, они пришли к Анонимным Алкоголикам в отчаянии «проверенной» безнадёжности только для того, чтобы найти относительно лёгкую и сравнительно дешёвую трезвость.
Часто они тогда были склонны очернить всех тех, кто в прошлом «провалился» в помощи им. Поскольку такая возмущённая критика представляла как политическую угрозу для Содружества, так и психологическую опасность для их Программы, Билл Уилсон чувствовал себя обязанным встретить это лицом к лицу. В многочисленных письмах и статьях 1957 года в AA Грейпвайн, Уилсон разработал тему «Давайте Дружить с Нашими Друзьями». Он прилагал все усилия, чтобы привлечь внимание, как к прошлому вкладу, так и в настоящем, к полезности для Анонимных Алкоголиков специалистов в области психиатрии, медицины, религии и других «сражающихся на войне против алкоголизма».
Однако внимание к корню причины оставалось скудным, пока Анонимные Алкоголики не повзрослели, обезопасив себя. Возобновление беспокойства в середине 1960-х годов показало, что проблема не только осталась, но и разрослась как в ширину, так и в глубину. Кроме того, она оставалась чрезвычайно чувствительной для членов АА, поскольку, когда эта тема возникла снова, то подняли её два близких друга Сообщества, которые сами членами не были. Их замечания были мягкими и, с их чиновничьей точки зрения, были направлены на подавление споров по поводу «профессиональных отношений» и «проблем сотрудничества». Тем не менее, из самой глубины интуитивно религиозного сердца Анонимных Алкоголиков раздался формально неожиданный вопль глубокой скорби, который привёл к ряду замечаний, наглядно демонстрирующих, что стержень Анонимных Алкоголиков – антипрофессионализм – и есть специфический корень благочестия, подчёркивающий их особенность.
Консультант реабилитационного центра по восстановлению от алкогольной зависимости оплакивал «Смерть философии». Он отмечал, что, хотя «симптомы алкоголизма … беспокойство, враждебность, депрессия, одиночество, страх … являются препятствиями для любви, заботы, доверия и сопереживания», их также можно было бы облегчить «химическими веществами». Проблема в том, что «абсолютно ничего в подготовке врача» не готовит его к тому, чтобы заниматься «Болезнью души».
Продолжая атаковать концепцию «научного определения» как «нереалистичную и глупую», обиженный недопрофессионал впадает в античную тематику. «Применение официальных критериев таких как Иисус Христос, Петр и Павел, сегодня не сработает (особенно использование имени Иисуса, поскольку возникает вопрос о его грамотности)». Психология может предлагать только «инструменты и методы … что является плохой заменой философии АА». Вывод писателя ясно свидетельствует о его глубоком беспокойстве:
Когда заканчивается работа по Программе 12 Шагов? … Двенадцатый Шаг не говорит: «После того, как в результате этих Шагов произойдёт духовное пробуждение, то отныне я должен отвозить каждого алкоголика в реабилитационный центр и передавать его кому-то на попечение на следующие 72 часа …».
Корень беспокойства был ясен. Если профессионалы отрицают компетенцию членов AA для «работы по Программе 12 Шагов», или – что ещё хуже – если такая работа должна быть сложена с Анонимных Алкоголиков и передана профессионалам, то, что тогда случится с Программой? Что случится с самим Сообществом, для которого так важно «нести весть»? Что делать, если обычные люди предпочтут «дешёвую отсрочку», которую предлагают эксперты? Это постоянная и типичная проблема для подвижников протестантской религии.