Не Господь Бог - 125
Бесплатная Помощь
Не Господь Бог – 125

Не Господь Бог – 125

Не Господь Бог – 125

Эрнест Курц

История Анонимных Алкоголиков

#НеГосподьБог , #АнонимныеАлкоголики

Часть 2

ЗНАЧЕНИЕ И ВАЖНОСТЬ АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ

 

Другие алкоголики, которым Уилсон нёс диагноз Силкуорта как способ донесения вести Эбби, легко идентифицировались с ним. Описание Биллом одержимо-навязчивой идеи задевало за живое, и поэтому помогло этим первым сторонникам Анонимных Алкоголиков признавать безысходность и, таким образом, признать своё бессилие, что является обязательным условием для трезвости в AA. 

 

Поскольку «это работало», они, в свою очередь, просто описывали, а не пытались объяснить, когда у них позже появились свои «голуби», и таким образом впервые было передано первая весть Анонимных Алкоголиков. Опираясь на опыт, АА мало философствуют. Тем не менее, существуют философские и даже теологические мысли, содержащиеся в описании AA одержимо-навязчивой идеи, и те, кто понимает всю глубину этого послания о не-божественности, могут хорошо рассмотреть их.

 

Первая из этих мыслей связана с концепцией бесконечности. Бесконечность – это безграничность, безразмерность, неизмеримость, абсолютность. В истории человеческой мысли бесконечность отождествляется с божественным. Быть бесконечным, одним словом, означает – быть Богом. Быть человеком, согласно древнему религиозному прозрению, выраженному Анонимными Алкоголиками, – это быть не бесконечным, не Богом, но стремиться к такому неограниченному воплощению. Человек, таким образом, стремится – жаждет – преодолеть рамки ограничений быть человеком. Эта тема выражена во фразе, изложенной святым Августином в его классической проповеди: «Наши сердца сотворены для Тебя, и они неутомимы, пока не почиют в Тебе».

 

Душа алкоголика легко идентифицируется с этим. Согласно пониманию, лежащему в основе «духовной Программы» АА, именно жажда превосходства (трансцендентности) проявляется в привыкании к алкоголизму, обсессивно-компульсивному употреблению. Тяга к превосходству извращается жаждой алкоголя. Некоторые члены Анонимных Алкоголиков действительно догадались, что интуитивное восприятие именно этого отклонения вызывает у «нормальных людей» особое отвращение к алкоголизму. Особенно в первые годы, члены АА часто отмечали двойной смысл английского слова «spirit »: проблема алкоголика заключалась в том, что не понималась разница между «душой» и «духовностью». 

 

То, что алкоголик, казалось, был особо чувствительным человеком, которого особенно часто посещала настоятельная потребность в состоянии превосходства, Билл Уилсон время от времени наблюдал даже у проверенных людей. Но из-за того, что духовная Программа Анонимных Алкоголиков работала, предполагал он вместе с другими, без каких-либо последствий. Она предлагала алкоголику замену на реальный контакт с действительно духовным, говорила о необходимости стремиться таким образом к превосходному.

 

Первое, что надо для такого реального контакта, это то, что сам алкоголик не был и не мог быть Господом Богом. Не-богоподобность, конечно, сначала тесно связана с осознанием алкоголиком его страшной беспомощности – его бессилия перед алкоголем и неуправляемости своей жизни. Но как только это происходило, и алкоголик принимал истину, АА иногда сталкивались с другой проблемой у своего нового отрезвевшего члена АА. Время от времени, в самый расцвет своей новой трезвости, ранее деструктивный пьяница приводил именно этот пример для того, чтобы сделать ещё одно утверждение, которое угрожало отрицанию не-богоподобности: да, он не Господь Бог, но и так – всё в порядке, потому что Господа Бога – нет, нет абсолютности, ничего подобного нет. 

 

Любая конечная реальность будет пытаться отрицать это, что, конечно же, по-прежнему подразумевает конченый эгоцентриризм, который Анонимные Алкоголики диагностировали как «корень» проблемы алкоголизма и алкоголика. Именно поэтому АА должны были выполнять свою задачу непосредственно.

 

Ответ Анонимных Алкоголиков был прост. АА не убеждали никого ни теологией, ни философией, а скорее указывали на простой факт из прошлого опыта алкоголика, который эффективно воплощал глубоко философскую и психологическую правду – тот факт, что даже в силу своего диссонанса с традиционными формулировками красноречиво подчёркивал ключевой момент. Алкоголик не смог сам остановиться в своём употреблении из-за навязчиво-одержимого воздействия своего алкоголизма. Однако в Сообществе Анонимных Алкоголиках у него получилось.